Местное самоуправление по логике выстраивания административной вертикали должно быть юридически самостоятельным и независимым. Это прямо подразумевает наличие постоянных источников дохода, которыми муниципалитет вправе распоряжаться. Отсутствие экономических возможностей в этом плане ведет к зависимости ОМСУ от иных акторов политического процесса.
Как известно, существует минимум три системы управления органами местного самоуправления: французская (континентальная), прусская (смешанная) и англо-саксонская [2, 3].
Французская система предполагает наличие многочисленных самостоятельных департаментов, обладающих юридически предусмотренной финансовой мощью (примерно 200 млрд евро, то есть более половины бюджета государства). Этот блок формируется за счет преимущественно сданных гражданами территориальных налогов, налагаемых на предприятия, поземельных налогов, предусмотренных для владельцев зданий или квартир, налогов на жилье и налогов на незастроенную землю [1].
Прусская — указывает на отсутствие строго унифицированного порядка организации взаимодействия между государственной властью и местным самоуправлением, что, однако, не означает полной потери контроля.
Англо-саксонская предполагает отсутствие на местах полномочных представителей от центрального правительства. Всегда существуют лишь выборные органы общей компетенции, которые называются советами. В мелких общинах — приходские собрания или сходы. При этом центральная власть не дистанцируется от правил контроля: она полномочна не только принимать законы и следить за исполнением субсидий и займов, но и при желании может обращаться в суд с обжалованием постановленного ОМСУ решения.
Структура российского бюджета некоего стандартизированного ОМСУ совсем иная.
Первая часть — минимальная — различные налоговые поступления, к коим по Налоговому кодексу РФ относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
Вторая часть — субсидии, субвенции, дотации, предоставленные федеральным центром или регионом для выравнивания бюджетной обеспеченности или для исполнения возложенных на ОМСУ определенного рода обязанностей1 (при этом основанием для выделения такого рода средств становятся, например, постановления правительства, федеральные законы2).