По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323.2

Проблемы федерализма в современной России: от «парада суверенитетов» к сильной президентской власти

Борис Георгиевич Койбаев д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории и исторической политологии, Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ, ул. Владикавказская, д. 59/1, кв. 30, тел.: 8-960-401-77-98, Е-mail: koibaevbg@mail.ru
Елена Вячеславовна Галкина д-р полит. наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, 355010, г. Ставрополь, ул. Беличенко, д. 2, кв. 40, тел.: 8-918-882-00-77, Е-mail: galkina_e@mail.ru

Статья посвящена проблемам и тенденциям развития федерализма в России. Авторы рассматривают сам процесс становления Российской Федерации как федеративного государства, принятия нормативных документов, роль Б. Н. Ельцина и национальных элит в государственном строительстве. Отмечаются проблемные направления работы с субъектами Российской Федерации при ее формировании, факторы, затрудняющие эффективный диалог центра и регионов.

Литература:

1. Галкина Е. В. Международные отношения и внешняя политика изучаемого региона (страны): учеб. пос. — Ставрополь, 2014. — 116 с.

2. Багаева А. А., Койбаев Б. Г. Право народов на самоопределение: исторические и политические основы развития // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. — 2018. — № 3. — С. 13–18.

3. Калинин А. Ю., Косопкин А. С. История развития федеративных отношений в России // Юридическая мысль. — 2007. — № 6 (44). — С. 45–52.

4. Бушуев А. С. История переговоров Российской Федерации и Республики Татарстан в 1991–1994 гг. // Федерализм. — 2014. — № 2. — С. 155–162.

5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 199-ФЗ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республики Татарстан» // Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gossov.tatarstan.ru/ dokument/deklaracia/.

6. Конституция РФ от 12.12.1993 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution. ru.

7. Указ президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/12119586/#ixzz5eox9VkgX.

8. Тлеубаев Ж. С. Скрытые полномочия президента РФ // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2012. — № 27 (281). — С. 34–38.

9. Койбаев Б. Г. Государственная власть и институты гражданского общества в конституционно-правовом пространстве Российской Федерации // Гуманитарные и юридические исследования. Ставрополь: Изд-во СКФУ. — 2015. — № 3. — С. 62–67.

10. Население России сократилось впервые за 10 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htt//www.kommersant.ru (дата обращения: 07.02.2019).

В современном мире почти три десятка стран имеют различные признаки федерализма. Это в основном крупные государства, в которых проживает более половины населения Земли. Среди них Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Нигерия, США, Швейцария, ЮАР, Россия. Они приняли федеративную форму государственного устройства для организации более эффективного управления [1, с. 21–24].

Как уже отмечалось, существует и мнение о федерализме как способе решения национального вопроса. Однако государства, строившие федеративные отношения на основе национального принципа, либо распались (СССР, Чехословакия, Югославия, Объединенная Арабская Республика), либо ведут перманентную борьбу с сепаратизмом (Канада, Индия, Бельгия) [2, с. 13–17]. Поэтому в современной зарубежной политологии и международном западном праве федерализм зачастую не рассматривается как форма решения национального вопроса. Здесь считается, что реальное демократическое правовое государство перекрывает идеи национальной государственности. Это не исключает определенных кризисов и проблем в этих федеративных государствах, особенно крупных.

Конфедерация как союз равноправных и фактически независимых государств является редким и крайне неустойчивым типом государственного устройства. Часть существовавших конфедераций достаточно быстро распались, другие со временем преобразовались в федерации (США, Швейцария, Канада). Современный пример конфедерации: российско-белорусский союз, юридически существующий с 1999 г. Его перспективы представляются нам весьма туманными.

Принятие Федеративного договора было вынужденной мерой. После распада СССР появились многочисленные предсказания о возможном скором распаде РСФСР (с 21 апреля 1992 г., получившей новое имя: Российская Федерация — Россия). По их мнению, это было слишком большое по территории, разнообразию народов, количеству субъектов и построенное на весьма сомнительных асимметричных принципах образование.

К тому же новое российское руководство допустило грубейшие ошибки в национально-государственной сфере. Б. Н. Ельцин, которому надо было прийти к власти любой ценой, в 1990 г. выдвинул крайне сомнительный лозунг, обращенный к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете переварить». Этим он и его окружение хотели привлечь на свою сторону российские национальные элиты.

Для Цитирования:
Борис Георгиевич Койбаев, Елена Вячеславовна Галкина, Проблемы федерализма в современной России: от «парада суверенитетов» к сильной президентской власти. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: