В период пандемии коронавирусной инфекции, учитывая необходимость ограничения числа контактов учащихся, все образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. Поскольку подобного опыта системной организации учебного процесса исключительно в дистанционном формате до настоящего времени в нашей стране не было, его итоги, достоинства и недостатки широко обсуждаются [1, 2]. Нам показалось интересным изучить проблемы, связанные с влиянием данной формы обучения на самочувствие учащихся школ, их психологическое состояние и отношение к учебе. Ведь, учитывая рост влияния биотехнологий на жизнь человека, нет гарантий, что подобная ситуация не повторится в будущем.
Целью данной статьи является изучение отношения школьников к обучению по дистанционной форме в период пандемии коронавирусной инфекции нового типа COVID-19.
Задачи исследования:
• изучить влияние обучения в условиях карантина на самочувствие школьников;
• исследовать влияние изменения образа жизни на психологическое состояние школьников и их отношение в социуме;
• провести анализ мотивации к учебе в период карантина и вывить наиболее значимые для школьников проблемы, связанные с дистанционным обучением.
Материалы и методы: в исследовании приняли участие 100 школьников 1–11 классов школ Нижнего Новгорода, из которых 40 % обучались в младших классах, 60 % были учащимися среднего и старшего звена. Возраст анкетируемых составил от 7 до 18 лет. Ученикам была предложена авторская анкета, состоящая из 15 вопросов, анкетирование было анонимным.
Согласно полученным данным, 55 % опрошенных отметили, что в период обучения по дистанционной форме они испытывали проблемы, связанные с ухудшением качества сна. Кроме того, 68 % респондентов пожаловались на головные боли, 88 % — боль в глазах, 90 % — боль в области спины и шеи.
Респонденты отметили ухудшение психологического состояния — 65 % сообщили о повышении уровня раздражительности, 93 % — о субъективном ощущении переутомления.