доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Пензенского государственного технологического университета, автор около 3200 научных работ, из досье опубликованных в 20 странах, в том числе свыше 50 монографий, 60 учебных пособий, 70 книг под редакцией. Заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшего образования РФ E-mail: vilevin@mail.ru
Аттестация научно-педагогических кадров является важным звеном в развитии науки и образования любой страны. От правильного построения системы этой аттестации в решающей степени зависят состояние национальной науки и образования страны и их перспективы. Существуют два принципиально различных типа аттестации научно-педагогических кадров: централизованный и децентрализованный. Первый существовал в СССР и прокоммунистических государствах Восточной Европы; с 1992 г. он существует только в России. Второй существует во всех остальных странах мира, где есть наука и высшее образование. При первом типе аттестации кадров учёные степени и педагогические звания присваиваются центральным государственным органом; в России этим органом является Высшая аттестационная комиссия (ВАК). При втором типе аттестации указанные степени и звания присваиваются не зависящими от государства (автономными) университетами. Таким образом, в первом случае степень (звание) даёт государство, а во втором — отдельный институт.
Однако гораздо большее значение имеет другое различие двух указанных типов аттестации: при централизованной аттестации решение о присвоении учёной степени (педагогического звания) принимают чиновники, а при децентрализованной — учёные. Это различие — фундаментальное. Оно имеет далеко идущие последствия. Именно из-за этого академическую общественность страны периодически сотрясают репутационные скандалы, связанные то с обнаружением очередной «диссероделательной фабрики», которую «проспал» ВАК, то с присуждением учёной степени очередной «вип»-персоне, научная несостоятельность которой очевидна всем, кроме ВАК. Эти скандалы будут происходить по нарастающей до тех пор, пока общественность не разберётся в сути происходящего и не настоит на проведении реформ, меняющих и оздоравливающих систему аттестации научно-педагогических кадров страны.