По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы аттестации научно-педагогических кадров в России

В статье исследуется проблема аттестации научно-педагогических кадров в России. Прослежена история создания системы аттестации в России и СССР. Дана критическая оценка деятельности ВАК. Изложены история защиты докторской диссертации В.Р. Мединского и суть произошедшего вокруг этой диссертации скандала. Кратко рассмотрены возможные пути совершенствования российской системы аттестации научных кадров.

Литература:

1. Ерусалимский К.Ю. Такого историка, как Владимир Мединский, нет // Историческая экспертиза. — 27.10.2017.

2. Левин В.И. Нужен ли России ВАК // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 3.

3. Левин В.И. Плагиат в российской науке // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 6.

4. Лурье Л.И. ВАК может обогатить научное сообщество не только рекомендациями, но и академическими свободами // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2.

5. Уваров П.Ю. Конец страны советов, или О репутационных механизмах и нетерпимости к халтуре // Историческая экспертиза. — Ноябрь 2017 г.

6. Шлосберг Л. Мединская докторская // Псковская губерния. — 25.10.2017.

доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Пензенского государственного технологического университета, автор около 3200 научных работ, из досье опубликованных в 20 странах, в том числе свыше 50 монографий, 60 учебных пособий, 70 книг под редакцией. Заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшего образования РФ E-mail: vilevin@mail.ru

Аттестация научно-педагогических кадров является важным звеном в развитии науки и образования любой страны. От правильного построения системы этой аттестации в решающей степени зависят состояние национальной науки и образования страны и их перспективы. Существуют два принципиально различных типа аттестации научно-педагогических кадров: централизованный и децентрализованный. Первый существовал в СССР и прокоммунистических государствах Восточной Европы; с 1992 г. он существует только в России. Второй существует во всех остальных странах мира, где есть наука и высшее образование. При первом типе аттестации кадров учёные степени и педагогические звания присваиваются центральным государственным органом; в России этим органом является Высшая аттестационная комиссия (ВАК). При втором типе аттестации указанные степени и звания присваиваются не зависящими от государства (автономными) университетами. Таким образом, в первом случае степень (звание) даёт государство, а во втором — отдельный институт.

Однако гораздо большее значение имеет другое различие двух указанных типов аттестации: при централизованной аттестации решение о присвоении учёной степени (педагогического звания) принимают чиновники, а при децентрализованной — учёные. Это различие — фундаментальное. Оно имеет далеко идущие последствия. Именно из-за этого академическую общественность страны периодически сотрясают репутационные скандалы, связанные то с обнаружением очередной «диссероделательной фабрики», которую «проспал» ВАК, то с присуждением учёной степени очередной «вип»-персоне, научная несостоятельность которой очевидна всем, кроме ВАК. Эти скандалы будут происходить по нарастающей до тех пор, пока общественность не разберётся в сути происходящего и не настоит на проведении реформ, меняющих и оздоравливающих систему аттестации научно-педагогических кадров страны.

Для Цитирования:
Виталий Ильич Левин, Проблемы аттестации научно-педагогических кадров в России. Ректор ВУЗа. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: