Проведению эффективной работы по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных силах РФ уделяется большое значение. В 2017 году благодаря проводимой должностными лицами минобороны работе удалось снизить количество преступлений в этой сфере на 39 %. Однако общая наркоситуация в Российской Федерации оценивается как напряженная. Удельный вес таких преступлений вырос в 2017 году до 10 % от общего числа преступных деяний. Как следствие, в Вооруженных силах количество выявленных наркопотребителей возросло на 63 %, а среди военнослужащих по призыву — в 2,5 раза [1, 2].
С момента предыдущей публикации [3] значительно изменилась нормативно-правовая документация и, как показывает практика, командиры воинских частей и руководители учреждений Министерства обороны РФ, руководители медицинских организаций, врачи-психиатры не обладают достаточными знаниями в области проведения освидетельствования военнослужащих. В данной статье систематизируются существующие нормативные акты по данной тематике применительно к повседневной деятельности войск.
Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» были заложены правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров в целях охраны здоровья граждан. В документе указывается на приоритетность мер именно профилактической направленности и делается особый акцент на стимулирование деятельности должностных лиц в сфере антинаркотической пропаганды. Статьями 6, 7, 53.1, 53.2 закона полномочия по осуществлению государственной политики в данном вопросе, а также их правовое регулирование возлагается на федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции. Таким образом, Министерство обороны РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функцию по организации и претворению в жизнь мероприятий по профилактике употребления психоактивных препаратов среди военнослужащих и гражданского персонала.