В настоящее время термин «бережливое производство» в отечественных профессиональных кругах специалистов и экспертов по системам менеджмента, в первую очередь качества, широко используется и вызывает неоднозначное толкование. Изначально на английском языке он звучит как lean manufacturing и был переведен отечественным идеологом данного направления Ю.П. Адлером (член Академии проблем качества, профессор МИСС) как «бережливое производство» (далее — БП).
Сам перевод в таком контексте на русский язык является спорным, что подтверждал и сам автор, но «слово не воробей» — вылетело из его уст и было услышано. Однако, как ни называть данную область деятельности, которая пришла к нам в облике производственных систем зарубежных, в первую очередь автомобильных, фирм, таких как Toyota (Toyota Production System, TPS), она имеет общепризнанный успех и признание и, конечно, необходима для наших отечественных предприятий. Результаты внедрения данного опыта, так же как и опыта внедрения СМК, оказались не везде и не всегда удачными по разным причинам, которые нуждаются в изучении, анализе и разработке реальных процедур их эффективного внедрения.
В отношении проблем с внедрением на отечественных предприятиях СМК много написано, и уже есть определенное понимание имеющихся проблем и путей улучшения. А с внедрением концепции БП и систем менеджмента бережливого производства (далее — СМБП) наши предприятия стоят в начале пути, и важно уже сейчас идти в верном направлении, по пути повышения качества и надежности продукции и эффективности экономической деятельности предприятий.
Как говорится в народе, «как корабль назовешь, так он и поплывет!».
По мнению ряда специалистов, термин «бережливое производство» не отражает содержания данной концепции, так как нацеливает на некий бережливый подход (сохранение имеющихся ресурсов) к разработке, производству продукции, что отличается от эффективной экономической деятельности и предпринимательства. Все знают сказку, в которой Иванушка-дурачок обманул жадную старуху и соблазнил ее «сварить суп из топора». Так вот, если следовать логике БП, то предприятия должны создавать свою высококачественную и инновационную продукцию из того, что они достали по минимальной цене и в строго определенном количестве (не дай бог, будут какие-либо излишки). А теперь представьте, что вы приходите в ресторан с такой кухней, где вам приготовят только то, что можно приготовить из завезенных ингредиентов без определенных рецептов и меню (блюдо из картошки и мяса, суп из рыбы и т.д.), но деньги покупатель при этом сбережет. Вот это и есть понимание бережливого производства в отечественном восприятии. Но это и близко не соответствует тому, что применяется в передовых зарубежных компаниях.