По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемные аспекты государственного регулирования экспорта нефти Российской Федерации

Пак А. Ю. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: ay.pak@yandex.ru
Сарычева В. С. выпускница 2020 года по специальности «Таможенное дело», Российский университет дружбы народов

Динамика экономического развития Российской Федерации напрямую зависит от состояния ее нефтегазового сектора и применения мер государственного регулирования в этом секторе. В статье выявлены основные проблемы, характеризующие современное состояние экспорта нефти и применяемых мер регулирования. К основным проблемам относятся сильная зависимость доходов федерального бюджета от экспортных поставок нефти сырой, государственного регулирования экспорта нефти от внешнеэкономической конъюнктуры и международных обязательств, недостаточное государственное регулирование в области экологии, а также нерациональное использование государством сверхдоходов от экспорта нефти.

Литература:

1. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Витюк В. В. Методы таможенного регулирования. — 2016 [Электронный ресурс].

3. Головин А. А. Специфика таможенно-тарифного регулирования внешней торговли развитых и развивающихся стран. — 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

4. Мильшина И. В. Административные инструменты государственного регулирования экспорта (на примере нефти и нефтепродуктов). — 2017 [Электронный ресурс].

5. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// minenergo.gov.ru/.

6. Официальный сайт Центральной энергетической таможни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cet.customs.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Государственная программа "Развитие внешнеэкономической деятельности"».

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

10. Черкасова Е. И. Государственное налоговое регулирование в нефтегазовом комплексе / Е. И. Черкасова, Л. И. Муллахметова, Е. В. Хворова. — 2018 [Электронный ресурс].

В современной российской экономике топливно-энергетический комплекс (далее — ТЭК) выполняет системообразующую функцию. На долю ТЭК приходится около 30 % всего объема российского промышленного производства, около 55 — экспорта и 45 % поступлений в федеральный бюджет. Кроме того, нефтегазовая отрасль полностью обеспечивает внутренние потребности в топливе. Поэтому требования к качеству государственного управления в данном сегменте российской экономики чрезвычайно велики, так как от экспорта нефти и нефтепродуктов зависит стабильность национальной валюты, пополняемость федерального бюджета, развитие производственной сферы [1].

Развитию и более эффективному функционированию нефтегазовой отрасли Российской Федерации препятствует ряд проблем, которые требуют рациональных решений.

Первая и наиболее важная проблема заключается в том, что доходы федерального бюджета РФ находятся в достаточно сильной зависимости от экспортных поставок сырой нефти и нефтепродуктов, т. е. российская экономика «сидит на нефтяной игле». За счет налоговых и таможенных поступлений формируется значительная доля нефтегазовых поступлений. Экспортная таможенная пошлина складывается из экспортных поставок газа, нефти и нефтепродуктов. НДПИ суммируется из нефти, газа и газового конденсата [5].

На рисунке 1 представлена динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ по отношению к совокупным доходам, учитывая только нефть и нефтепродукты. Видно, что с ростом совокупных доходов повышаются и нефтегазовые доходы. Однако в 2019 г. мы наблюдаем обратное — доходы федерального бюджета растут, а в нефтегазовых доходах — спад.

Для более наглядного отображения динамики нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ была рассчитана доля нефтегазовых доходов в совокупных доходах федерального бюджета РФ (рис. 2).

В совокупности рассмотрим также поступление налоговых и таможенных доходов в федеральный бюджет за 2018 и 2019 гг. (рис. 3, 4). Исходя из данных, представленных на рисунках, можно заметить следующую зависимость: при повышении НДПИ экспортная пошлина понижается. Это свидетельствует о том, что данные показатели независимы друг от друга, поскольку в случае роста поступлений от НДПИ растет добыча энергоресурсов внутри страны, если же экспортная пошлина падает, это означает снижение экспортных поставок. Следует так же отметить, что НДПИ зависит от трех факторов: объема добычи энергоресурсов, цены нефти марки Urals, курса доллара [6].

Для Цитирования:
Пак А. Ю., Сарычева В. С., Проблемные аспекты государственного регулирования экспорта нефти Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: