В современной российской экономике топливно-энергетический комплекс (далее — ТЭК) выполняет системообразующую функцию. На долю ТЭК приходится около 30 % всего объема российского промышленного производства, около 55 — экспорта и 45 % поступлений в федеральный бюджет. Кроме того, нефтегазовая отрасль полностью обеспечивает внутренние потребности в топливе. Поэтому требования к качеству государственного управления в данном сегменте российской экономики чрезвычайно велики, так как от экспорта нефти и нефтепродуктов зависит стабильность национальной валюты, пополняемость федерального бюджета, развитие производственной сферы [1].
Развитию и более эффективному функционированию нефтегазовой отрасли Российской Федерации препятствует ряд проблем, которые требуют рациональных решений.
Первая и наиболее важная проблема заключается в том, что доходы федерального бюджета РФ находятся в достаточно сильной зависимости от экспортных поставок сырой нефти и нефтепродуктов, т. е. российская экономика «сидит на нефтяной игле». За счет налоговых и таможенных поступлений формируется значительная доля нефтегазовых поступлений. Экспортная таможенная пошлина складывается из экспортных поставок газа, нефти и нефтепродуктов. НДПИ суммируется из нефти, газа и газового конденсата [5].
На рисунке 1 представлена динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ по отношению к совокупным доходам, учитывая только нефть и нефтепродукты. Видно, что с ростом совокупных доходов повышаются и нефтегазовые доходы. Однако в 2019 г. мы наблюдаем обратное — доходы федерального бюджета растут, а в нефтегазовых доходах — спад.
Для более наглядного отображения динамики нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ была рассчитана доля нефтегазовых доходов в совокупных доходах федерального бюджета РФ (рис. 2).
В совокупности рассмотрим также поступление налоговых и таможенных доходов в федеральный бюджет за 2018 и 2019 гг. (рис. 3, 4). Исходя из данных, представленных на рисунках, можно заметить следующую зависимость: при повышении НДПИ экспортная пошлина понижается. Это свидетельствует о том, что данные показатели независимы друг от друга, поскольку в случае роста поступлений от НДПИ растет добыча энергоресурсов внутри страны, если же экспортная пошлина падает, это означает снижение экспортных поставок. Следует так же отметить, что НДПИ зависит от трех факторов: объема добычи энергоресурсов, цены нефти марки Urals, курса доллара [6].