В настоящее время одним из наиболее необходимых направлений бюджетной политики является оптимизация расходов бюджета посредством выявления и снижения неэффективных затрат. Для достижения этой цели необходимо прежде всего повышение качества государственного финансового контроля. Осуществление государственного финансового контроля на этапе расходования бюджетных средств находится в компетенции Федерального казначейства [8].
Одна из сфер, требующих внимания государственного финансового контроля, — это сфера государственных контрактов. Можно выделить несколько основных причин для работы в данном направлении.
Во-первых, работа с авансовыми платежами при исполнении крупных государственных контрактов показала, что зачастую получателями бюджетных средств становятся организации, не способные выполнить государственный заказ в принципе или не способные выполнить его в полном объеме.
Во-вторых, долгое время финансирование государственных контрактов, в частности перечисление авансовых платежей по государственным контрактам, осуществлялось с единого счета федерального бюджета на счета получателей средств федерального бюджета, открытые в кредитных организациях. Данное условие порождало использование средств не по назначению, например на размещение средств на депозитах в коммерческих банках, покупку валюты, либо в иные финансовые инструменты, что отразилось на дебиторской задолженности, объем которой в 2016 году достиг 4 трлн руб.
До настоящего времени были предприняты попытки исправить сложившуюся ситуацию в сфере государственных закупок. В 2013 году Правительством РФ были предусмотрены меры по повышению качества обеспечения обязательств участников контрактной системы. Так, одной из таких мер было внедрение банковских гарантий. Но этот шаг не имел значительного успеха, так как на практике оказалась велика вероятность столкнуться с фальшивыми гарантиями, которые можно было оформить в банках, которые лишь формально соответствуют требованиям Министерства финансов РФ [5].