По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблематика современных морских музеев: в чем заключается ценность оригинальных деревянных артефактов?

Николай Мельников г. Любляна, Словения

В последние годы мир переживает настоящую революцию компьютерных и информационных технологий с цифровой поддержкой, технологии 3D-печати позволяют нам воспроизводить мелкие и крупные артефакты с высокой точностью в необходимом пользователю формате. Основная функция музея на протяжении веков заключалась в сохранении артефактов для сохранения наследия прошлых лет. В случае с артефактами, изготовленными из органических материалов, легко поддающихся биологическому разложению, обеспечение сохранности требует значительных усилий, является дорогостоящим и не всегда экологически целесообразным. Использование современных 3D-технологий обеспечивает более удобный и менее дорогостоящий способ достижения той же цели — сохранения культурного наследия и его популяризации. В связи с этим в музейной среде возникает вопрос о необходимости переосмыслить этику сохранения артефактов и внедрения новых технологий для работы таких музеев в образовательных целях.

Литература:

1. Z. Walsh et al. Multifunctional Supra mole cular Polymer Networks as Next-generation Consolidants for Archaeological Wood Conservation, Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 111-50, 2014, 17743–17748.

2. J. Seinturier — C. Riedinger — A. Mahiddine — D. Peloso — J. M. Boï — D. Merad — P. Drap. Towards a 3D Based Platform for Cultural Heritage Site Survey and Virtual Ex plo — ration, International Archives of the Pho — to grammetry, Remote Sensing and Spa — tial Information Sciences 1-2, 2013, 573– 578.

3. R. Scopigno — P. Cignoni — N. Pietroni — M. Callieri — M. Dellepiane. Digital Fabric — ation Techniques for Cultural Heritage: A Survey, Computer Graphics Forum 36-1, 2017, 6–21.

4. L. Bekiæ — I. Miholjek. Istraživanje podvod — ne kulturne baštine u Hrvatskoj (Zadar 2009).

5. T. Cesar — T. Danevcic — K. Kavkler — D. Sto — par. Melamine Polymerization in Organic Solutions and Waterlogged Archaeo lo — gical Wood Studied by FTIR Spectro — scopy, Jour nal of Cultural Heritage 23, 2017, 106–110.

6. B. Molloy — M. Miliæ. Wonderful Things? A Consideration of 3D Modelling of Objects in Material Culture Research, Open Ar-cheology 4, 2018, 97–113.

Несколько лет назад во время проведения археологических исследований в русле реки Любляница в Словении был обнаружен очень ценный археологический артефакт. Это был небольшой наконечник стрелы размером с ладонь из дерева, выполненный человеком, похожий на каменный наконечник эпохи палеолита. Артефакт был изготовлен из тисового дерева, его возраст составлял около 40 тысяч лет. Эта исключительная находка была частью охотничьего оружия, ее обнаружение заставило современных ученых пересмотреть фундаментальные знания о процедуре сохранения заболоченной древесины.

Появление современных технологий позволило изменить способы демонстрации древних артефактов в специализированных музеях. 3D-моделирование позволяет воссоздавать произведения искусства, в том числе утраченные, и отказываться от традиционных методов их хранения. Это принципиально важно для экспонатов, которые под воздействием времени меняют свою биологическую, механическую, химическую структуру.

Современная музейная индустрия находится в положении, когда оригинальное произведение искусства может оставаться в условиях, где для него были бы созданы наилучшие условия для его сохранения. Для демонстрации широкой общественности и популяризации искусства же может использоваться достоверная копия этого экспоната, изготовленная с помощью современных информационных технологий.

В качестве примера вернемся к наконечнику стрелы, о котором говорилось выше. На протяжении 40 тысяч лет он пролежал в уникальном микроклимате, что обеспечило его сохранность. В музейных условиях ученые создают наиболее благоприятные условия для каждого экспоната, однако, несмотря на контролируемость музейной среды, предсказать воздействие неблагоприятных условий на экспонат, возраст которого достигает десятки тысяч лет, невозможно. Скорее всего, данный артефакт будет разрушен за несколько столетий.

Копия данного артефакта, изготовленная с помощью 3D-технологий, могла бы стать объектом экспонирования, в то время как сама находка могла бы храниться в безвоздушных условиях, аналогичных изначальной среде. Это, вероятно, гарантировало бы, что деревянный наконечник будет сохранен на протяжении еще нескольких тысяч лет. В музейных условиях артефакт подвергается воздействию меланина, что сократит период его существования от нескольких тысячелетий до нескольких столетий.

Для Цитирования:
Николай Мельников, Проблематика современных морских музеев: в чем заключается ценность оригинальных деревянных артефактов?. Музей. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: