Статья поступила 13.07.2025 г.
Статья подписана в печать 20.08.2025 г.
В современном обществе все более актуальным становится возможность раннего диагностирования такого заболевания, как аутизм или расстройство аутистического спектра. Большое значение выявления заболевания на ранних стадиях обусловлено несколькими причинами. Так, при раннем выявлении заболевания есть возможность оказать эффективную помощь родителям и детям, результат коррекционных мероприятий будет лучше. Частыми спутниками невыявленного аутизма становятся задержка в развитии речи и трудности в обучении аутиста, при отсутствии полного понимания картины происходящего родителями может быть выбрана неверная тактика поведения, что приведёт к агрессии и самоагрессии детей, а родители будут испытывать стресс от непонимания, что происходит с ребёнком, какую тактику воспитания выбрать, а иногда и неправильный, жёсткий, авторитарный метод воспитания может привести к ошибкам. Часто аутизм не единственное заболевание, ему могут сопутствовать эпилепсия, ЖКТ-проблемы, в решении которых нужны узкие специалисты. Большое значение выявление заболевания на ранних стадиях имеет и потому, что дети-аутисты получат возможность социализации и адаптации к жизни в обществе: им легче адаптироваться в детском саду, школе.
Для выявления заболевания необходимо понимать, что это за расстройство, как оно проявляется в поведении ребёнка.
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – «гетерогенная группа нарушений нейроразвития, включающих различные нозологические дефиниции (синдромы Каннера и Аспергера, высокофункциональный аутизм, инфантильный психоз, атипичный детский психоз, детское дезинтегративное расстройство, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся триадой нарушений [качественные нарушения социального взаимодействия, общения, стереотипное поведение и неспецифические проблемы (МКБ-10) и диадой нарушения социального взаимодействия, ограниченными и повторяющимися паттернами поведения и/или интересов (DSM-5)]» [1].