По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364-781-056.34 DOI:10.33920/pol-01-2510-03

Проблема реабилитации детей с расстройством аутистического спектра

Вельгина Айзада Тулебаевна заведующая отделением дневного пребывания МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска, магистрант ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, e-mail: Velgina89@mail.ru

В статье рассматривается проблема социальной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях социально-реабилитационного центра на примере группы детей с аутистическим спектром расстройства. Проводится анализ работы и особенности организации сопровождения семей с детьми-аутистами. В статье делается акцент на принципы работы с детьми, особенности диагностики и дальнейшего сопровождения. Даётся ряд рекомендаций для родителей или опекунов детей-аутистов, позволяющих родителям или опекунам самостоятельно и компетентно решать вопросы, связанные с реабилитацией таких детей. К тому же рекомендации помогут в вопросах организации быта, досуга, рационального распределения времени в течение дня для комфортного и активного образа жизни детей с диагнозом аутизм (или РАС).

Литература:

1. Общественная организация «Российское общество психиатров». Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра / URL: https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/клинические_рекомендации_2020.pdf?1616665126 (Дата обращения 20.07.2025).

2. Психиатрия: национальное руководство / гл. ред.: Ю.А. Александровский, Н.Г. Незнанов. – М. : ГЭОТАР–Медиа, 2018. – 1008 с.

3. Садовина Д.Е. Особенности социальной реабилитации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра / Д.Е. Садовина, С.Н. Испулова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2024. – Т. 19. № 10 (237). – С. 702709.

4. Филиппова Н.В. Генетические факторы в этиопатогенезе расстройств аутистического спектра / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. ‑ 2014. ‑ № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ geneticheskie-faktory-v-etiopatogeneze-rasstroystv-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 04.08.2025).

5. Шапошникова А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме / А.Ф. Шапошникова // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – Том 6. – № 3. – С. 43–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2008_n3/shaposhnikova (дата обращения: 11.05.2025).

1. PPublic organization “Russian Society of Psychiatrists”. Clinical guidelines. Autism spectrum disorders. Available at: https:// autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B 5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0% B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_2020.pdf?1616665126 (accessed July 20, 2025). (In Russ.)

2. Psychiatry: National guidebook / ed.-in-chief Iu.A. Aleksandrovskii, N.G. Neznanov. Moscow: GEOTAR-Media Publ., 2018. 1008 p. (In Russ.)

3. Sadovina D.E., Ispulova S.N. Osobennosti sotsialnoi reabilitatsii i adaptatsii detei s rasstroistvom autisticheskogo spektra [Features of social rehabilitation and adaptation of children with autism spectrum disorder]. Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. – 2024. – Vol. 19. No. 10 (237). – P. 702-709. (In Russ.)

4. Filippova N.V. Geneticheskie faktory v etiopatogeneze rasstroistv autisticheskogo spektra [Genetic factors in the etiopathogenesis of autism spectrum disorders] / N.V. Filippova, Iu.B. Barylnik // Sotsialnaia i klinicheskaia psikhiatriia [Social and Clinical Psychiatry], 2014. No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskie-faktory-vetiopatogeneze-rasstroystv-autisticheskogo-spektra (accessed: 04.08.2025). (In Russ.)

5. Shaposhnikova A.F. Medikamentoznoe lechenie pri detskom autizme [Pharmacotherapy for childhood autism] / A.F. Shaposhnikova // Autizm i narusheniia razvitiia [Autism and Developmental Disorders]. – 2008. – Vol. 6. – No. 3. – P. 43–48. Available at: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2008_n3/shaposhnikova (accessed: 11.05.2025). (In Russ.)

Статья поступила 13.07.2025 г.

Статья подписана в печать 20.08.2025 г.

В современном обществе все более актуальным становится возможность раннего диагностирования такого заболевания, как аутизм или расстройство аутистического спектра. Большое значение выявления заболевания на ранних стадиях обусловлено несколькими причинами. Так, при раннем выявлении заболевания есть возможность оказать эффективную помощь родителям и детям, результат коррекционных мероприятий будет лучше. Частыми спутниками невыявленного аутизма становятся задержка в развитии речи и трудности в обучении аутиста, при отсутствии полного понимания картины происходящего родителями может быть выбрана неверная тактика поведения, что приведёт к агрессии и самоагрессии детей, а родители будут испытывать стресс от непонимания, что происходит с ребёнком, какую тактику воспитания выбрать, а иногда и неправильный, жёсткий, авторитарный метод воспитания может привести к ошибкам. Часто аутизм не единственное заболевание, ему могут сопутствовать эпилепсия, ЖКТ-проблемы, в решении которых нужны узкие специалисты. Большое значение выявление заболевания на ранних стадиях имеет и потому, что дети-аутисты получат возможность социализации и адаптации к жизни в обществе: им легче адаптироваться в детском саду, школе.

Для выявления заболевания необходимо понимать, что это за расстройство, как оно проявляется в поведении ребёнка.

Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – «гетерогенная группа нарушений нейроразвития, включающих различные нозологические дефиниции (синдромы Каннера и Аспергера, высокофункциональный аутизм, инфантильный психоз, атипичный детский психоз, детское дезинтегративное расстройство, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся триадой нарушений [качественные нарушения социального взаимодействия, общения, стереотипное поведение и неспецифические проблемы (МКБ-10) и диадой нарушения социального взаимодействия, ограниченными и повторяющимися паттернами поведения и/или интересов (DSM-5)]» [1].

Для Цитирования:
Вельгина Айзада Тулебаевна, Проблема реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: