По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87

Проблема преодоления эстетической элиминации современных школьников в практике учителя-культуролога

Суворова Ирина Михайловна ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Россия, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33, e-mail: suvormih@list.ru

Предметом исследования автора является феномен эстетической элиминации современных учащихся, целью исследования — поиск путей преодоления данной тенденции с применением культурологического и искусствоведческого подходов. Актуальность данного исследования обусловлена насущной проблемой эмоциональной «глухоты» и отчужденности современного ученика, его возрастающим инфантилизмом и социальной дезориентацией. В ходе исследования автор предлагает систему методов и приемов в работе учителя образовательной области «Искусство», способствующих развивать эмоциональную отзывчивость и преодолевать эстетическую элиминацию учащихся. Данное исследование может быть востребовано не только профессиональными педагогами-культурологами, но и психологами, социологами, искусствоведами, озабоченными данной проблематикой.

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 10 // Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М., 1983. — 830 с.

2. Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. — Комсомольск-на-Амуре, 1997. — 125 с.

3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. — Л.: Издательство ЛГУ, 1991. — 384 с.

4. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна; пер. с англ. — М., 1995. — 335 с.

5. Мантов Р.Е. Виды эскапизма и современное искусство: на материале кинематографа: Автореф. дисс. … канд. филос. наук [Электронный ресурс] URL: http:// www.dissercat.com/content/vidy-eskapizma-i-sovremennoe-iskusstvo-na-materialekinematografa#ixzz2pQXfk1kZ (Дата обращения 01.04.2017).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт № 01-04/75 от 16 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/fgos.html (Дата обращения 01.04.2017).

Статья поступила 17.04.2017 г.

На повестке дня учителя-культуролога (учителя образовательной области «Искусство»: музыка, МХК, изобразительное искусство) помимо традиционных проблем педагогического, методического, дидактического характера достаточно недавно появилась, казалось бы, исключительно психологическая проблема эмоционально-чувственной элиминации (удаление, исключение) и эскапизма (стремление уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий) современного школьника (по большей части среднего и старшего звена). Понятие эстетического эскапизма сформулировано в начале XXI в. Р.Е. Мантовым: «Эстетический эскапизм — вид эскапизма, характеризующийся устремлением человека в художественный мир иллюзий и фантазий, создаваемый различными видами искусства как мир, компенсирующий все то, что человек не способен воплотить в реальности при помощи психологических механизмов проекции-идентификации» [5]. По сути, элиминация и эскапизм как психические реакции могут быть направлены у человека на разного вида активную деятельность: карьеру, искусство, спорт, моду, ролевые игры, компьютерные игры, религию, уход в глухую деревню к натуральному хозяйствованию, а могут быть направлены на пассивную деятельность — просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение.

Но сегодня родители, учителя и психологи отмечают пик эмоциональночувственного ухода учащихся от реальности в виртуальный мир, которые проявляются в виде отчуждения, эмоциональной «глухоты», отсутствия сострадания, инфантилизма и отсутствия мотивации к различным видам деятельности. Инфантильность и социальная дезориентация — болезнь школы наших дней, которая инициирует «внутреннюю эмиграцию», суициды, наркоманию, немотивированные вспышки подростковой жестокости. В данной ситуации перед учителем-культурологом актуальна задача преодоления эстетической элиминации школьников за счет привлечения всего «учительского багажа»: мировоззренческого, эмоционально-чувственного, психологического, методического, дидактического. Здесь и сейчас становится важным показать ученику эстетическую привлекательность мира реального на уровне эстетического удовольствия, однако, не исключая специфику привлекательности мира виртуального.

Для Цитирования:
Суворова Ирина Михайловна, Проблема преодоления эстетической элиминации современных школьников в практике учителя-культуролога. Вопросы культурологии. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: