Статья поступила 17.04.2017 г.
На повестке дня учителя-культуролога (учителя образовательной области «Искусство»: музыка, МХК, изобразительное искусство) помимо традиционных проблем педагогического, методического, дидактического характера достаточно недавно появилась, казалось бы, исключительно психологическая проблема эмоционально-чувственной элиминации (удаление, исключение) и эскапизма (стремление уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий) современного школьника (по большей части среднего и старшего звена). Понятие эстетического эскапизма сформулировано в начале XXI в. Р.Е. Мантовым: «Эстетический эскапизм — вид эскапизма, характеризующийся устремлением человека в художественный мир иллюзий и фантазий, создаваемый различными видами искусства как мир, компенсирующий все то, что человек не способен воплотить в реальности при помощи психологических механизмов проекции-идентификации» [5]. По сути, элиминация и эскапизм как психические реакции могут быть направлены у человека на разного вида активную деятельность: карьеру, искусство, спорт, моду, ролевые игры, компьютерные игры, религию, уход в глухую деревню к натуральному хозяйствованию, а могут быть направлены на пассивную деятельность — просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение.
Но сегодня родители, учителя и психологи отмечают пик эмоциональночувственного ухода учащихся от реальности в виртуальный мир, которые проявляются в виде отчуждения, эмоциональной «глухоты», отсутствия сострадания, инфантилизма и отсутствия мотивации к различным видам деятельности. Инфантильность и социальная дезориентация — болезнь школы наших дней, которая инициирует «внутреннюю эмиграцию», суициды, наркоманию, немотивированные вспышки подростковой жестокости. В данной ситуации перед учителем-культурологом актуальна задача преодоления эстетической элиминации школьников за счет привлечения всего «учительского багажа»: мировоззренческого, эмоционально-чувственного, психологического, методического, дидактического. Здесь и сейчас становится важным показать ученику эстетическую привлекательность мира реального на уровне эстетического удовольствия, однако, не исключая специфику привлекательности мира виртуального.