По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Проблема понимания в педагогической коммуникации и формирование коммуникативной компетентности педагога

Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, Россия, 119311, Москва, просп. Вернадского, д. 88. E-mail: krishtofi k@gmail.com

В статье показано, что понимание — это процесс, который лежит в основе приобретения знаний и опыта, постижения всех явлений окружающего мира, самопознания человека. Это понятие имеет множество различных значений, оно может трактоваться как познание, способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь, результат осмысления, истолкование чего-либо, например текста, когнитивный процесс постижения содержания, смысла, к характеристикам которого относят успешность, самостоятельность, скорость, произвольность, интуитивность. Автор показывает, что в педагогической коммуникации понимание возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное. Именно поэтому образование оказывается различным по качеству у различных обучающихся. В связи с этим необходимо в образовательных практиках добиваться максимальной степени понимания, которое становится основой прочного усвоения необходимых компетенций и обучающимся, и преподавателем, для которого коммуникативная компетентность — признак его профессионализма.

Литература:

1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995. — С. 129.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М.: Смысл, 1999.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2001. — С. 92–94.

6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1999. — С. 291.

7. Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Советский писатель, 1987. — С. 109.

8. Пятигорский А.М. Избранные труды. — М., 1996. — С. 100.

9. Розин В.М. Философия образования: этюды — исследования. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.

10. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. — С. 73.

11. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание. — URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/57.

Основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей рассматривал понимание как особый процесс и метод познания. Он противопоставлял понимание как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе — эксперименту и наблюдению. Понимание у Дильтея — это процесс познания: внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения); самого себя на основе интроспекции; культуры, в том числе письменных документов, с помощью искусства интерпретации.

В социальной психологии отмечается ряд факторов, влияющих на понимание в процессе коммуникации.

1. Отношение друг к другу партнеров по совместной деятельности. Каждый из них является активным субъектом и предполагает активность также в своем партнере, то есть рассматривает его как субъекта, направляя информацию которому необходимо анализировать его мотивы, цели, установки, «обращаться» к нему (В.Н. Мясищев). В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. В коммуникативном процессе происходит активный обмен значимой информацией. Люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл [6, c. 291].

2. Взаимное влияние. В коммуникации происходит психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения, представлений, знаний о чем-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие: изменился ли при обмене информацией тип отношений между участниками коммуникации, например возникло (или нет) доверие между ними и, как следствие, взаимопонимание.

3. Общий язык. Понимание как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят на одном языке. При этом коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность понимать друг друга. В лингвистике существует термин «тезаурус» — общая система значений, принимаемых всеми членами группы. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково по самым разным причинам (из-за социальных, политических, возрастных особенностей). Поэтому у общающихся должны быть идентичны лексическая и синтаксическая системы и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Для Цитирования:
Криштофик Ирина Сергеевна, Проблема понимания в педагогической коммуникации и формирование коммуникативной компетентности педагога. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: