По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Проблема плагиата в учебном архитектурном проектировании

В статье освещается проблема выявления и квалифицирования недобросовестных заимствований в учебном архитектурном проектировании на примере курсовых проектов студентов кафедры архитектуры факультета архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Даны понятия и классификации плагиата в архитектурных проектах. Предложен проект правового документа по борьбе в вузе с проявлениями плагиата.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, глава 70.

2. Лимонад М. Ю. и др. Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии. Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды: учебное пособие. — М.: Издательство МаВР — ГУЗ, 2012. 449 с.

3. Федеральный закон №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 апреля 2021 г.).

4. Как украсть дом. Плагиат в архитектуре. URL: https://www.prostranstvo.media/kak-ukrastdom-plagiat-v-arhitekture/

5. Типы плагиата: плагиат и не очень. URL: https://www.topdom.info/article/catarticle1/ articlenews438.php.

6. Слесерюк М. В. Правовая охрана произведений архитектуры и градостроительства // Вестник Омской юридической академии. — 2012. — №2. — С. 84.

7. Шестакова К. Д. К вопросу об объекте авторского права в области архитектуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2010. — Вып. 4.

8. Коротич А. В. Архитектурные «близнецы»: проблема охраны авторских прав на произведения архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2010. — №3. — С. 46–50.

9. Ильвицкая С. В., Поляков И. А. Развитие архитектуры и природы как единой системы // Естественные и технические науки. — 2014. — №11–12 (78). — С. 443–444.

10. Ильвицкая С. В., Иванов И. Н., Ильина Е. А. и др. Инновации и перспективы развития архитектурной теории и практики. — М.: Инфра-М, 2019. — С. 68.

11. Стрелкова К. Авторские права на архитектурное произведение: проблемные вопросы. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2016. — С. 35.

12. Штенников В. Н. Произведения культуры как объекты авторского права // Биржа интеллектуальной собственности. — 2011. — №7.

13. Брумштейн Ю. М. Научные статьи: общий анализ с позиций авторского права // ИС. Авторское право. — 2011. — №3. — С. 4–17.

14. Хавкин А. Об авторских правах в научных произведениях // ИС. Авторское право. — 2007. — №1. — С. 44–51.

В учебных архитектурных проектах нередко приходится обнаруживать работы, выполненные как производственное задание в сторонних организациях или просто заказанных у исполнителя. Попытки борьбы с плагиатом в учебных проектах и ВКР, заимствованиями и присвоениями результатов работ других лиц и даже коллективов в архитектурных проектах предпринимаются, хотя носят пока стихийный и юридически слабо подготовленный характер. Как оказалось, все стороны таких конфликтов не в курсе деталей правовой стороны дела, и справедливость требований педагогов не обеспечена необходимыми правовыми и нормативными документами. Хотя подготовить их и принять не составляет особых трудностей. Более того, законодательство дает такую возможность вузам. А пока нарушитель, если подготовится, может защитить себя на правовом уровне. У кафедр (на примере: кафедры архитектуры факультета архитектуры, Государственный университет по землеустройству), действующих на основе обостренного чувства справедливости, нет права проводить дознание, следственные действия по представленным для аттестации проектам (хотя делать это приходится) и признавать заимствующего виновным настолько, чтобы подвергнуть его дисциплинарному наказанию. Однако заимствование заимствованию рознь, а в учебных методах бывает даже необходимо учиться на чужих примерах и осваивать мастерство других авторов. Особенно в архитектурном проектировании и изобразительных искусствах. Поэтому проблема непорядочного и недобросовестного освоения программ образования остается актуальной.

Обратимся к Гражданскому кодексу, к его части 4, главе 70: «Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)» [1].

А вот и наш комментарий. «Это в полной мере касается вопроса о недобросовестности студента при несамостоятельном выполнении учебных архитектурных проектов (УАП) и выпускных квалификационных работ (ВКР). Да, сегодня УАП продаются и покупаются, в том числе типографиями без ведома авторов, которые заказывали распечатку своих работ. Налажен такой недобросовестный бизнес. Можно попытаться преобразовать проект частично, чтобы выдать его за производное произведение (о чем в силу своей безграмотности студенты часто и не подозревают). Но есть статья, которая не позволяет подписывать чужое произведение своим именем. Это статья ГК РФ о праве на имя» [2].

Для Цитирования:
Проблема плагиата в учебном архитектурном проектировании. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: