В учебных архитектурных проектах нередко приходится обнаруживать работы, выполненные как производственное задание в сторонних организациях или просто заказанных у исполнителя. Попытки борьбы с плагиатом в учебных проектах и ВКР, заимствованиями и присвоениями результатов работ других лиц и даже коллективов в архитектурных проектах предпринимаются, хотя носят пока стихийный и юридически слабо подготовленный характер. Как оказалось, все стороны таких конфликтов не в курсе деталей правовой стороны дела, и справедливость требований педагогов не обеспечена необходимыми правовыми и нормативными документами. Хотя подготовить их и принять не составляет особых трудностей. Более того, законодательство дает такую возможность вузам. А пока нарушитель, если подготовится, может защитить себя на правовом уровне. У кафедр (на примере: кафедры архитектуры факультета архитектуры, Государственный университет по землеустройству), действующих на основе обостренного чувства справедливости, нет права проводить дознание, следственные действия по представленным для аттестации проектам (хотя делать это приходится) и признавать заимствующего виновным настолько, чтобы подвергнуть его дисциплинарному наказанию. Однако заимствование заимствованию рознь, а в учебных методах бывает даже необходимо учиться на чужих примерах и осваивать мастерство других авторов. Особенно в архитектурном проектировании и изобразительных искусствах. Поэтому проблема непорядочного и недобросовестного освоения программ образования остается актуальной.
Обратимся к Гражданскому кодексу, к его части 4, главе 70: «Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)» [1].
А вот и наш комментарий. «Это в полной мере касается вопроса о недобросовестности студента при несамостоятельном выполнении учебных архитектурных проектов (УАП) и выпускных квалификационных работ (ВКР). Да, сегодня УАП продаются и покупаются, в том числе типографиями без ведома авторов, которые заказывали распечатку своих работ. Налажен такой недобросовестный бизнес. Можно попытаться преобразовать проект частично, чтобы выдать его за производное произведение (о чем в силу своей безграмотности студенты часто и не подозревают). Но есть статья, которая не позволяет подписывать чужое произведение своим именем. Это статья ГК РФ о праве на имя» [2].