Повсеместно муссируется идея поддержки малого и среднего предпринимательства. Монополистов обязывают осуществлять закупки товаров у бизнесменов поменьше. Но, как часто бывает, добрые намерения натыкаются на реалии действительности. Достаточно распространенной преградой является недопуск компаний, срок существования которых не превысил одного года.
Вся проблема сводится к отказу поставщику в аккредитации на торговой площадке, что исключает возможность участвовать в торгах.
Позиция торговой площадки в таких случаях заключается в проявлении должной осмотрительности. При этом прикрытием является строгость поведения налогового органа. Как известно, данный термин отсутствует в законе, но он был введен в обиход постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Последнее время можно с уверенностью обозначить пиком популярности этого термина. Его используют не только налоговые органы, но и просто стороны договоров. Теперь дошла очередь до торговых площадок.
Свой отказ они мотивируют непродолжительным сроком осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Срок определяется в индивидуальном порядке, но в любом случае он не превышает одного года.
ФАС РФ и арбитражные суды выработали подходы к незаконности отказов торговых площадок в аккредитации поставщиков, что учитывается операторами торговых площадок. Теперь «рабочим» аргументом является маленький срок существования поставщика.
Способом реагирования на поведение таких операторов является обращение в ФАС РФ и арбитражный суд. Но перед инициацией процедуры отмены отказа поставщику целесообразно попробовать урегулировать ситуацию с оператором. Сформулированная позиция может быть использована также при обращении в антимонопольный орган и в суде.
Поскольку оператор торговой площадки обосновывает свое поведение проявлением должной осмотрительности со ссылками на ФНС, то должны быть конкретные показатели подозрительности. Их отсутствие свидетельствует об очевидной недобросовестности.