По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.044.7:005.584.1

Проблема мониторинга и балансировки аккумуляторных батарей транспортных средств

Иншаков А.П. д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой мобильных энергетических средств, Институт механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Федотов Ю.Б. канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой электроники и электротехники, Институт механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Десяев С.С. аспирант кафедры электроники и электротехники, Институт механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
Байков Д.В. аспирант кафедры мобильных энергетических средств, Институт механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

В статье приведены примеры пяти систем выравнивания напряжения на отдельных ячейках АБ; определены критерии выбора тока для пассивного способа балансировки с помощью шунтирующих резисторов, а также приведена схема его улучшенного варианта; рассмотрены основные достоинства и недостатки активных методов балансировки; обоснована целесообразность применения активной и пассивной балансировки во время разряда АБ.

Литература:

1. Тюхтин К. И. Разработка электротехнологии и преобразователя электроэнергии для регенеративного заряда аккумуляторов мобильной сельскохозяйственной техники // Дисс. канд. техн. наук. — М., 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tekhnosfera.com/view/338853/ d?#?page=1.

2. Гусев Ю.П. Аккумуляторные батареи для систем оперативного постоянного тока подстанций ЕНЭС // Энергоэксперт. — 2009. — № 4. — С. 24– 28 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://energyexpert.ru/component/option, com_ jdown- loads/Itemid,87/task, finish/cid,93/catid,18.

3. J. Gallardo-Lozano, et al. Active Battery Balancing for Battery Packs // Electrical, Control and Communication Engineering. — 2013. — P. 1–6. doi: 10.2478/ecce-2013–0006.

4. Yongjun Y., Xuezhe W., Zechang S. Assessment of Power Consumption Control Strategy for Battery Management System Using Hardware-In-the-Loop Simulation // IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference. — Harbin. — 2008. — P. 1–6. doi: 10.1109/VPPC. 2008.4677485.

5. Аносов В.Н. Методы и средства повышения эффективности систем тягового электропривода автономных транспортных средств // Автореф. дисс. канд. тех. наук. — Новосибирск, 2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ciu.nstu.ru/kaf/persons/1236/a/file_ get/117565? nomenu=1.

6. Рыкованов А. С., Беляев С. Активные и пассивные системы баланса Li-ion аккумуляторных батарей // Компоненты и технологии. — 2014. — № 3. — C. 121– 124 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http : / / techjournals.ru /journ / elektronika/8167-komponenty-i-tehnologii3-mart-2014.html.

7. Рыкованов А. С. Системы баланса Liion аккумуляторных батарей // Силовая электроника. — 2009. — № — 1. — С. 52–55 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.power-e.ru/pdf/2009_1_52.pdf.

8. Moore S., Schneider P. A Review of Cell Equalization Methods for Lithium Ion and Lithium Polymer Battery Systems // Proceedings of the SAE World Congress. — 2001 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://am.delphi.com/ pdf/techpapers/2001-01-0959.pdf.

9. Isaacson M. J., et al. Advanced lithium ion battery charger // Battery Conference on Applications and Advances: The Fifteenth Annual. — 2000. — P. 193–198. DOI: 10.1109/BCAA. 2000.838403

10. Десяев С. С. Системы мониторинга стационарных аккумуляторных батарей // Новый университет (Сер. «Технические науки»). — 2013. — № 7. — C. 33–36 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.universityjournal.ru/docs/TN_7_2013.pdf.

11. Mohamed D., et al. Passive and Active Battery Balancing comparison based on MATLAB Simulation // Vehicle Power and Propulsion Conference, VPPC. — 2011. — P. 1–7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.transportresearch.info/sites/default/fi les/project/documents/20140122_1448 59_35513_M._Daowd_N._Omar_P. _ Van_Den_ Bossche_J._Van_Mierlo_Passive_and_Active_ Battery_Balancing_comparison_based_on_ MATLAB_Simulation.pdf.

12. Lindemark B. Individual Cell voltage Equalizers (ICE) For Reliable Battery Performance // 13th International Telecommunications Energy Conference. — 1991. — P. 196–201. DOI: 10.1109/INTLEC. 1991.172396.

13. Zhi-Guo K., et al. Comparison and Evaluation of Charge Equalization Technique for Series Connected Batteries // 37th IEEE Power Electronics Specialists Conference. — 2006. — P. 1–6. DOI: 10.1109/ PESC. 2006.1711751.

Аккумуляторы различной емкости находят широкое применение в повседневной жизни людей в качестве источников питания мобильных телефонов, электроинструментов, электровелосипедов, электромобилей и т. д. Мобильные транспортные средства, распространенные в сельскохозяйственном производстве, имеют в составе электрооборудования соответствующие АБ для обеспечения стартерного пуска двигателя внутреннего сгорания и резервного энергообеспечения при неработающем двигателе. В ряде случаев АБ выполняет функции основной электросиловой установки, работающей на соответствующей резервируемой нагрузке и электроприводе транспортного средства [1].

Основные виды транспортных, погрузочно-транспортных и уборочных средств с бортовым аккумуляторным электропитанием, используемых в сельскохозяйственном производстве, представлены на рис. 1.

В составе электрооборудования мобильной сельскохозяйственной техники распространение получили преимущественно свинцово-кислотные аккумуляторы и в меньшей — щелочные (никельжелезные и никель-кадмиевые) [там же]. Современные тенденции повышения продолжительности автономной работы мобильной сельскохозяйственной техники вызывают необходимость увеличения емкости накопителей электроэнергии. Значение требуемой мощности химические аккумуляторы достигают путем соединения нескольких аккумуляторов в последовательные и параллельные цепи. При параллельном соединении n аккумуляторов емкость полученной АБ увеличивается в n раз, а напряжение при этом соответствует напряжению одной батареи. Для его увеличения аккумуляторные ячейки соединяют последовательно. Проблемой является то, что при эксплуатации электрохимических накопителей энергии, состоящих из групп последовательно соединенных аккумуляторных ячеек, возникает несоответствие параметров отдельных элементов, негативно влияющее на энергетические характеристики и срок службы АБ [1–4].

Причиной этого, как правило, являются индивидуальные особенности аккумуляторов, входящих в ее состав [5–8]. С течением времени несоответствие параметров увеличивается. Стандарт ные зарядные устройства контролируют только общее напряжение на всей цепочке аккумуляторов и обеспечивают необходимый ток заряда. Расхождение таких параметров аккумуляторов как емкость, внутреннее сопротивление, ток утечки является причиной отличия необходимого времени для заряда накопленной энергии в отдельных аккумуляторах [6]. Например, ячейка с меньшей емкостью заряжается быстрее ячейки с большей емкостью при протекании через них одинакового тока. После достижения 100 % емкости необходимо или прекратить заряд, или заряжать батарею током, равным значению тока утечки, а продолжение заряда приведет к увеличению напряжения на отдельной ячейке выше оптимального и вызовет ускоренную деградацию элемента. В частности, литийионные батареи могут безопасно работать только при нормальном напряжении заряда. При превышении значения напряжения заряда 4,30 В в элементе начинает происходить металлизация анода литием, а на катоде — активное выделение кислорода; температура батареи при этом увеличивается [9]. Заметим, что рост данного показателя на каждые 10°С относительно номинальной температуры снижает срок службы батареи в 2 раза [10–11].

Для Цитирования:
Иншаков А.П., Федотов Ю.Б., Десяев С.С., Байков Д.В., Проблема мониторинга и балансировки аккумуляторных батарей транспортных средств. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: