В наше время приобрели особую актуальность и требуют дальнейшего совершенствования и переосмысления этико-гуманистические факторы профессиональной деятельности медицинских работников.
Европейская хартия по правам пациента (2002) среди других выделяет право на информированное согласие, поскольку последняя предполагает активное участие пациента в принятии решений относительно собственного состояния здоровья и возможного медицинского вмешательства.
Под информированным согласием (Informed Consent) в широком смысле слова понимают «юридическое условие, при соблюдении которого можно сказать, что лицо дало согласие на проведение определенных действий, основываясь на адекватной оценке и понимании фактов и возможных последствий. Для этого лицо должно знать все необходимые факты и обладать способностью к рациональному мышлению» [1].
Количество дел по искам пациентов в учреждения здравоохранения, так называемых медицинских дел, рассматриваемых судами, с каждым годом увеличивается. И причина не в том, что качество медицинской помощи становится ниже, а в том, что правосознание пациентов растет, в отличие от правовых знаний медицинских работников [2].
Информированное добровольное согласие может потребовать повторного обсуждения и подтверждения на каждом этапе медицинского вмешательства, поэтому в специальной медицинской литературе все чаще используют терминологическое словосочетание «информированное согласие в процессе принятия решений». Информированное согласие в контексте оказания медицинской помощи (Informed Consent in the Health Care Contex) означает «процесс участия пациента в принятии решений по медицинской помощи. Пациент должен быть обеспечен адекватной и понятной информацией по таким вопросам, как цель лечебных мероприятий, альтернативные варианты лечения, риски и побочные эффекты» [1].
Поддержка информированного согласия в теории биоэтики чаще всего основывается на понятиях автономии и права автономного субъекта права принимать решения [3]. Автономию (от греч. Αυτος — «сам» и греч. Νομος — «закон») можно рассматривать как производную от кантовской философии морали с ключевым элементом свободы. Категорический императив Канта определяет, что мы обязаны исходить из фундаментального уважения к другим лицам с учетом их личной автономии.