По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089.

Проблема физической агрессии в подростковой среде

Ивашиненко Дмитрий Михайлович зав. кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», к.м.н., e-mail: divashinenko@mail.ru

Статья посвящена проблеме агрессии в подростковой среде. Данный теоретический обзор освещает вопросы физической агрессии, её проявления и возрастные особенности. Проанализированы научные данные отечественных и зарубежных исследований. Особое внимание уделено понятию «буллинг» и анти-буллинговым мероприятиям. В статье рассмотрены медицинские и психосоциальные аспекты физической агрессии.

Литература:

1. Пилецкий С.Г. Философский анализ предпосылок агрессивности человека в свете современной науки: дис. … доктора философских наук: 09.00.08/Пилецкий Сергей Григорьевич; [Место защиты: Институте философии Российской академии наук].- Ярославль, 2014.- 378 с. 109

2. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков/А.А. Реан, Н. Трофимова//Актуальные проблемы деятельности практических психологов.— Мн.: Университетское образование, 2012.— 288 с

3. Thapa, A., Cohen, J., Guffrey, S., & HigginsD’Alessandro, A. (2013). A review of school climate research. Review of Educational Research, 83, 357–385. doi:10.3102/0034654313483907

4. Мишучкова М.Ю. Педагогическое обеспечение процесса воспитания толерантности у склонных к агрессивному поведению подростков: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01/Мишучкова Маргарита Юрьевна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»].Тверь, 2012.- 24 с.

5. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов/Николаенко Я.Н., Колосова Т.А.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013.— 88 c.

6. Фомиченко А.С. Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся: дис. … к.пс.н.: 19.00.07/Фомиченко Анна Сергеевна; [Место защиты: Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования..- Москва, 2014.- 193 с.

7. Boulton Michael J., Trueman Mark, Chau Cam, Whitehand Caroline, Amatya Kishori. Concurrent and longitudinal links between friendship and peer victimization: implications for befriending intervention//Journal of Adolescence. 1999. № 22. P. 461–466.

8. Woods Sarah, Wolk Dieter. Direct and relational bullying among primary school children and academic achievement//Journal of School Psychology. 2004. № 24. P. 135–155.

9. Megele C. European Union and school crime and violence//Encyclopedia of school crime and violence/Laura L. Finley, editor; foreword by Evelyn Ang. 2011. P. 169–173

10. Salmivalli C., Peets K. Bullies, victims, and bully-victim relationships//Handbook of peer interactions, relationships, and groups/K. Rubin, W. Bukowski, B. Laursen, Ed. New York: Guilford Press, 2008. P. 322–340.

11. Farmer T.W., Lane K. L., Lee D. L., Hamn J.V., Lamert K. (2012). The social functions of antisocial behavior: Considerations for school violence prevention and strategies for students with disabilities. Behavioral Disorders, 37, 149 –162.

12. Gregory A., Cornell D., Fan X., Sheras P., Shih T., Huang F. (2010). Authoritative school discipline: High school practices associated with lower bullying and victimization. Journal of Educational Psychology, 102, 483–496. doi:10.1037/a0018562

13. Ahn H., Garadeau C. F., Rodkin P.C. (2010). Effects of classroom embeddedness and density on the social status of aggressive and victimized children. The Journal of Early Adolescence, 30, 76–101. doi:10.1177/0272431609350922

14. Saarento S., Karna A., Hodges E., Salmivalli C. (2013). Student-, classroom-, and school-level risk factors for victimization. Journal of School Psychology, 51, 421–434. doi:10.1016/j.jsp.2013.02.002

15. Barboza G. E., Schiamberg L.B., Oehmke J., Korzeniewski S.J., Post L.A., Heraux C.G. (2009). Individual characteristics and the multiple contexts of adolescent bullying: An ecological perspective. Journal of Youth and Adolescence, 38, 101–121. doi:10.1007/s10964–008–9271–1

16. Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.13/Евлашкина Наталья Михайловна; [Место защиты: Московском городском психолого-педагогическом университете].- Москва, 2012.- 28 с.

17. Клеп И.П. Социально-психологические особенности агрессивного поведения молодежи неформальных объединений: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.05/Клеп Илья Павлович; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2010.- 224 с.

18. Loukas, A., & Murphy, J.K. (2007). Middle school student perceptions of school climate: Examining protective functions on subsequent adjustment problems. Journal of School Psychology, 45, 293–309. doi:10.1016/j. jsp.2006.10.001

19. Cohen, J., McCabe, E.M., Michell, N.M., & Pickeral, T. (2009). School climate: Research, policy, teacher education and practice. Teachers College Record, 111, 180 –213.

20. Nansel, T.R., Overpeck, M., Pilla, R. S., Ruan, W.J., Simons-Morton, B., & Scheidt, P. (2001). Bullying behaviors among US youth: Prevalence and associations with psychosocial adjustment. Journal of the American Medical Association, 285, 2094–2100. doi:10.1001/jama.285.16.2094

21. Gottfredson, G.D., Gottfredson, D.C., Payne, A.A., & Gottfredson, N.C. (2005). School climate predictors of school disorder: Results from a national study of delinquency prevention in schools. Journal of Research in Crime and Delinquency, 42, 412–444. doi:10.1177/0022427804271931

22. Bandyopadhyay, S., Cornell, D.G., & Konold, T.R. (2009). Validity of three school climate scales to assess bullying, aggressive attitudes, and help seeking. School Psychology Review, 38, 338 –355.

Анализ научной литературы показывает, что на данный момент сформировалось множество подходов к изучению этиологии, патогенеза, вопросов коррекции и профилактики агрессивного поведения. Современные учёные отказались от поиска единственной универсальной причины агрессивного поведения у детей и подростков. [1]

В научных работах с различных сторон агрессию освящали Ю.М. Антонян, М.С. Бриль, В.Н. Буркова, Е. Г. Дозорцева, Е.Н. Евлашкина, С.Н. Ениколопов, А.Б. Крючкова, С.О. Кузнецова, М.Ю. Мишучкова, Я.Н. Николаенко, С. Г. Пилецкий, Е.Н. Прохорова, А.А. Реан, Л.Ф. Сербина и многие другие.

Агрессия является неотъемлемой частью жизни человека в подростковом возрасте. Он сталкивается с ней в социуме и проявляет её сам. Агрессивное поведение подростка может иметь деструктивный характер, разрушающий личность, представляющий угрозу для окружающих, выходящий за пределы этических и юридических норм, а может носить ситуационный, обусловленный обстоятельствами характер [2].

Особую роль в профилактике деструктивной агрессии у школьников играет микросоциальная среда в школе. Таким образом, чрезвычайно важным является организация превентивных мероприятий на всех уровнях системы школьного образования [3]. Сами школьники отмечают, что вмешательство взрослых в конфликтные ситуации между ними снижает риск проявления физической агрессии.

В качестве целей агрессивного поведения подростков можно выделить:

— цель получения власти, доминирования (оказание непосредственное влияние на поведение или самочувствие других лиц);

— цель получения новых ощущений (риск, азарт и т.д.);

— цель самозащиты (поддержание или повышение своего статуса, репутации, отстаивание собственных интересов и т.д.) [4, 5, 6].

Ярким проявлением физической агрессии в студенческой среде является буллинг (издевательства). Можно выделить следующие типы буллинга (издевательств):

• прямой (вербальный и физический);

• косвенный (сплетни, социальная депривация и т.п.).

Для Цитирования:
Ивашиненко Дмитрий Михайлович, Проблема физической агрессии в подростковой среде. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: