Особенности диалога отмечали еще в Античности, трактуя диалог как коммуникацию содержательную, открывающую возможность поиска истины. Само понятие «диалог» и восходит к древнегреческому dialogos — «беседа двух лиц» [16, c. 71] — в работах Платона, Сократа, Аристотеля четко прослеживается диалогический жанр повествования, который получает позже свое развитие в трудах Цицерона, Августина Аврелия, во времена Ренессанса — Ф. Петрарки, Л. Бруно, Дж. Бруно, Г. Галилея и многих других мыслителей. Сформировавшийся процесс целенаправленного обмена идеями с целью поиска истины в античном мире привел к появлению эристики — искусства ведения споров, позже — к диалектике — искусству ведения философской беседы.
Безусловно, взаимодействие культур и зачатки диалогических отношений возможно найти практически в любой эпохе, но диалог как научная и философская проблема был воспринят достаточно поздно. Активное изучение самих процессов и их особенностей сложилось на базе нового течения в философии ХХ века — диалогизма. Огромное влияние на становление и развитие философии диалогизма оказали работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, а также Б. Вальденфельса, Э. Левинаса, Г. Марселя, Ф. Розенцвейга, О. Розеншток-Хюсси, С. Л. Франка, Ф. Эбнера и некоторых других философов современности. Диалогисты поставили перед собой задачу сформировать новый тип мышления — диалогическое мышление в противовес доминирующему в философии мышлению монологическому. При этом новый тип мышления подразумевал под собой субъектно-субъектное отношение вместо субъект-объектного. Диалогизм как проект не был полностью реализован, но, тем не менее, смог оказать значительное влияние на образ современной философской мысли [10], а также на развитие таких направлений, как экзистенциализм, герменевтика и феноменология.
В современном обществе проблема диалога как такового и диалога культур приобрела значительную актуальность, что обусловлено тесными контактами стран и народов в глобальном обществе — экономическими, технико-технологическими, информационными, научными, финансовыми, религиозными, культурными и т.п. [8]. Сегодня мир не существует как изолированный, он развивается как единый — несмотря на безусловность государственных границ, они оказываются проницаемыми и прозрачными благодаря товарам глобального рынка, активной трудовой миграции, массовому туризму, моде, международным конкурсам и культурным проектам. Все это определяет проблему диалога культур как одну из наиболее актуальных в современной науке о культуре, как одно из самых востребованных направлений философской мысли современности. Межкультурные взаимодействия и диалог культур интересуют ученых различных гуманитарных направлений: исторических, социологических, искусствоведческих, литературоведческих, лингвистических и многих других. Среди тех ученых и философов, кто в настоящее время исследует проблему диалога культур, можно отметить В.А Доманского, В.В. Кожинова, А.В. Костину, В.М. Межуева, С.С. Неретину, А.П. Огурцова, А.Я. Флиера и многих других, внесших свой вклад в развитие данной темы и поддержание интереса к ней.