По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141 DOI:10.33920/nik-02-2503-01

Проблема диалога культур: концептуальные подходы к исследованию

Сапожникова Виктория Станиславовна кандидат культурологии, выпускница кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

Проблема выстраивания диалогических отношений остается в обществе актуальной с момента ее постановки. Бесспорно, данная необходимость связана с потребностью человека в общении — человеческое общество с момента его формирования находится в постоянном и динамичном развитии, если понимать развитие как процесс достижения ранее не достигаемого результата, идущий на основе объективных закономерностей, как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему», по С.И. Ожегову. Причем это развитие, безусловно, диалогическое, так как диалог — это взаимодействие самого различного содержания, позволяющее людям, народам, культурам и цивилизациям получать новый опыт, а, следовательно, вырабатывать новые качества и свойства. Материалы статьи могут быть использованы как дополнительный материал в рамках направлений «Культурология», «Философия», «Социология».

Литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики у Достоевского. — М., 1963. — Глава VI.

2. Губман. Б.Л. Современная философия культуры. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. — 536 с. — С. 496.

3. Диалог. // Майборода Д.В. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. А.А. Грицанов, 1999. — С. 215.

4. Диалог // Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1976.

5. Диалог. //Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

6. Диалог цивилизаций. Повестка дня // Проблемы будущего цивилизации; под ред. В.И. Толстых. — М., 2005. — 145 с. — С. 140.

7. Колин К.К. Костина А.В., Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Гуманитарные проблемы национальной безопасности России: Вызовы и приоритеты / Предисл. Г. Г. Малинецкого. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 32 с. — С. 110–119.

8. Костина А.В. Цифровизация и современные тенденции развития России. — М.: ЛЕНАНД, 2022. — 240 с.

9. Костина А.В. Ценности как фактор национальной безопасности [Текст] / А.В. Костина // Знание. Понимание. Умение. — 2023. — № 1. — С. 80–91.

10. Литвинов А.А. Диалог культур в контексте глобализации: Восток-Запад. Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата философских наук. — Майкоп, 2015. — С. 11.

11. Мелихов И.М., Гезалов А.А. Диалог культур и культура диалога: концептуальные основы // Вопросы философии. — 2014. — № 12. — С. 28.

12. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Университетская книга, 2012. — 406 с. — С. 371.

13. Панова Л. Н. Диалог культур в России середины XIX в. Диссертация соиск. уч. ст. кандидата культурологии. — Москва, 2011. — С. 71.

14. Развитие. //Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

15. Сапожникова В.С. Трансформация функций моды в культуре. — М.: ЛЕНАНД, 2024. — 176 с. — С. 104–109.

16. Социологический энциклопедический словарь. / Ред. Г.В. Осипов. — М.: Норма, 2000. — С. 71.

17. Степин В.С. Цивилизация и культура // Диалог культур в современном мире. — СПб.: СПбГУП, 2011.— 408 с.

18. Хабермас Ю. Вопросы социальной теории. — Том I. — Вып. 1. — М., 2007.

19. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. — «Эксмо», 2016. — 139 с. — С. 20.

20. Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции: (перевод с английского) / К. Шваб. Николас Девис. — Москва: Эксмо, 2018. — 320 с. — С. 51–55.

1. Bakhtin M.M. Problems of poetics in Dostoevsky. — M., 1963. — Chapter VI.

2. Gubman. B.L. Modern philosophy of culture. — M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2005. — 536 p. — P. 496.

3. Dialogue. // Mayboroda D.V. The latest philosophical dictionary. — Minsk: Book House. A.A. Gritsanov, 1999. — P. 215.

4. Dialogue // Rosenthal D.E., Telenkova M.A. Dictionary-reference book of linguistic terms. — M.: Education, 1976.

5. Dialogue. // Explanatory dictionary of the Russian language. S.I.Ozhegov, N.Yu. Shvedova. / Russian Academy of Sciences. Institute of Russian Language named after. V.V. Vinogradova. — 4th ed., supplemented. — M.: Azbukovnik, 1999. — 944 p.

6. Dialogue of civilizations. Agenda // Problems of the future of civilization; edited by V. I. Tolstykh. — M., 2005. — 145 p. — P. 140.

7. Kolin K.K. Kostina A.V., Makarevich E.F., Karpushin O.I. Humanitarian problems of national security of Russia: Challenges and priorities / Preface by G. G. Malinetsky. — M.: LENAND, 2023. — 32 p. — P. 110–119.

8. Kostina A.V. Digitalization and modern trends in the development of Russia. — M.: LENAND, 2022. — 240 p.

9. Kostina A.V. Values as a Factor of National Security [Text] / A. V. Kostina // Knowledge. Understanding. Skill. — 2023. — No. 1. — P. 80–91.

10. Litvinov A.A. Dialogue of Cultures in the Context of Globalization: East-West. Dissertation for a PhD in Philosophy. — Maykop, 2015. — P. 11.

11. Melikhov I.M., Gezalov A.A. Dialogue of Cultures and Culture of Dialogue: Conceptual Foundations // Questions of Philosophy. — 2014. — No. 12. — P. 28.

12. Mezhuev V.M. The Idea of Culture. Essays on the Philosophy of Culture. — Moscow: University Book, 2012. — 406 p. — P. 371.

13. Panova L.N. Dialogue of Cultures in Russia in the Mid 19th Century. Dissertation of a candidate of cultural studies. — Moscow, 2011. — P. 71.

14. Development. // Explanatory Dictionary of the Russian Language. S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. / Russian Academy of Sciences. Vinogradov Russian Language Institute. — 4th ed., supplemented. — Moscow: Azbukovnik, 1999. — 944 p.

15. Sapozhnikova V.S. Transformation of Fashion Functions in Culture. — Moscow: LENAND, 2024. — 176 p. — P. 104–109.

16. Sociological Encyclopedic Dictionary. / Ed. G.V. Osipov. — Moscow: Norma, 2000. — P. 71.

17. Stepin V.S. Civilization and Culture // Dialogue of Cultures in the Modern World. — SPb.: SPbGUP, 2011.— 408 p.

18. Habermas J. Questions of Social Theory. — Volume I. — Issue 1. — Moscow, 2007.

19. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution / K. Schwab. — Eksmo, 2016. — 139 p. — P. 20.

20. Schwab K. Technologies of the Fourth Industrial Revolution: (translated from English) / K. Schwab. Nicholas Davis. — Moscow: Eksmo, 2018. — 320 p. — P. 51–55.

Особенности диалога отмечали еще в Античности, трактуя диалог как коммуникацию содержательную, открывающую возможность поиска истины. Само понятие «диалог» и восходит к древнегреческому dialogos — «беседа двух лиц» [16, c. 71] — в работах Платона, Сократа, Аристотеля четко прослеживается диалогический жанр повествования, который получает позже свое развитие в трудах Цицерона, Августина Аврелия, во времена Ренессанса — Ф. Петрарки, Л. Бруно, Дж. Бруно, Г. Галилея и многих других мыслителей. Сформировавшийся процесс целенаправленного обмена идеями с целью поиска истины в античном мире привел к появлению эристики — искусства ведения споров, позже — к диалектике — искусству ведения философской беседы.

Безусловно, взаимодействие культур и зачатки диалогических отношений возможно найти практически в любой эпохе, но диалог как научная и философская проблема был воспринят достаточно поздно. Активное изучение самих процессов и их особенностей сложилось на базе нового течения в философии ХХ века — диалогизма. Огромное влияние на становление и развитие философии диалогизма оказали работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, а также Б. Вальденфельса, Э. Левинаса, Г. Марселя, Ф. Розенцвейга, О. Розеншток-Хюсси, С. Л. Франка, Ф. Эбнера и некоторых других философов современности. Диалогисты поставили перед собой задачу сформировать новый тип мышления — диалогическое мышление в противовес доминирующему в философии мышлению монологическому. При этом новый тип мышления подразумевал под собой субъектно-субъектное отношение вместо субъект-объектного. Диалогизм как проект не был полностью реализован, но, тем не менее, смог оказать значительное влияние на образ современной философской мысли [10], а также на развитие таких направлений, как экзистенциализм, герменевтика и феноменология.

В современном обществе проблема диалога как такового и диалога культур приобрела значительную актуальность, что обусловлено тесными контактами стран и народов в глобальном обществе — экономическими, технико-технологическими, информационными, научными, финансовыми, религиозными, культурными и т.п. [8]. Сегодня мир не существует как изолированный, он развивается как единый — несмотря на безусловность государственных границ, они оказываются проницаемыми и прозрачными благодаря товарам глобального рынка, активной трудовой миграции, массовому туризму, моде, международным конкурсам и культурным проектам. Все это определяет проблему диалога культур как одну из наиболее актуальных в современной науке о культуре, как одно из самых востребованных направлений философской мысли современности. Межкультурные взаимодействия и диалог культур интересуют ученых различных гуманитарных направлений: исторических, социологических, искусствоведческих, литературоведческих, лингвистических и многих других. Среди тех ученых и философов, кто в настоящее время исследует проблему диалога культур, можно отметить В.А Доманского, В.В. Кожинова, А.В. Костину, В.М. Межуева, С.С. Неретину, А.П. Огурцова, А.Я. Флиера и многих других, внесших свой вклад в развитие данной темы и поддержание интереса к ней.

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Проблема диалога культур: концептуальные подходы к исследованию. Ученый совет. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: