Сегодня я расскажу об изменениях законодательства, вступивших в силу с 1 октября 2024 г. в части утилизационного сбора в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13 сентября 2024 г. № 1255 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данным постановлением утверждена долгосрочная шкала индексации коэффициентов утилизационного сбора на автомобильную и специализированную технику сроком до 2030 г., а также внесены изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, шасси и прицепов к ним, которые мы рассмотрим более подробно. Следует отметить, что изменения коэффициентов в отношении самоходных машин и прицепов к ним начали действовать с 1 октября 2024 г., а в отношении колесных транспортных средств, шасси и прицепов к ним — с 16 октября 2024 г.
Начну с общей информации об уплате утилизационного сбора и чем он регламентирован. В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждые колесное транспортное средство, самоходную машину, прицеп, ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания, а также возврата и зачета излишне уплаченных или взысканных сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а в отношении самоходных машин — Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортное средство на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с освобождениями, предусмотренными федеральным законом, или у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка, являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и членами их семей; если с года выпуска транспортного средства прошло 30 лет и более, оно не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов, раму, сохранено или отреставрировано до оригинального состояния (виды и категории определены постановлением № 1291); с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области (виды и категории определены постановлением № 1291), за исключением транспортных средств международной перевозки; а также транспортные средства, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).