Природоподобные технологии вновь заставили обратить на себя наше внимание. Но связано это не с ожидаемым утверждением Президентом РФ подготовленного еще в 2022 г. проекта Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий, которое так и не состоялось. Вместо этого одним из Указов Президента Российской Федерации [1] даны пять предписаний в адрес Правительства Российской Федерации:
«а) определить основные принципы и критерии отнесения технологий к природоподобным;
б) провести оценку состояния природоподобных технологий в Российской Федерации, определить перспективы и приоритеты их развития;
в) в 6-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий, направленных на развитие природоподобных технологий в Российской Федерации, в том числе на создание передовой научной инфраструктуры, формирование кадровых ресурсов и проведение научных исследований в этой сфере (далее — План мероприятий);
г) возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»» функции головной научной организации, осуществляющей научное руководство реализацией плана мероприятий, а также мониторинг и оценку научных результатов в сфере природоподобных технологий;
д) определить объем и источники финансирования реализации плана мероприятий».
Рассмотрение этих предписаний, сформулированных как поручения Правительству Российской Федерации (рис. 1), показывает, что у государственного аппарата как инициатора и заказчика развития природоподобных технологий до сих пор:
● нет понимания, что собой представляют природоподобные технологии;
● отсутствует достаточно убедительный обзор состояния дел или хотя бы зачатков того, что сделано в данной области в Российской Федерации;
● не определены возможные перспективы, тем более приоритеты развития природоподобных технологий, и др.
Фактически этот Указ Президента РФ дает задание на развитие природоподобных технологий «с чистого листа», с нулевой точки отсчета данного направления. Законодательные акты подобного характера чрезвычайно редки не только в отечественной законодательной практике, но и в мировой. К их принятию может побудить только весьма высокая значимость предмета рассмотрения для будущего развития экономики и безопасности страны на длительную перспективу.