Медицинские организации, обеспечивая население необходимыми услугами и формируя значительную часть рынка платных медицинских услуг, играют важную роль в решении социально-экономических задач государства. Для принятия эффективных управленческих решений в части обеспечения рентабельности деятельности таких учреждений важно наличие полной и достоверной информации о результатах их деятельности и финансовом положении. Повышению качества такой учетной информации, безусловно, способствуют продолжающиеся трансформационные процессы в системе бухгалтерского учета, а именно — развитие национального правового обеспечения в части учета операций по отражению доходов деятельности организаций [1]. Медицинские организации оказывают широкий спектр услуг, каждая из которых обладает уникальными характеристиками, такими как продолжительность оказания, многоступенчатость процесса и зависимость от индивидуальных потребностей пациентов [2]. Все эти факторы делают необходимым глубокое понимание принципов перехода контроля над услугами и точного определения момента признания дохода. При этом ФСБУ 9/2025 «Доходы» существенно изменяет подход к моменту признания выручки, внедряя такие новые понятия, как переход контроля к покупателю, справедливая стоимость неденежного возмещения и др. Грядущие изменения в методологии учета доходов организаций требуют их предварительного осмысления и выработки внутренних регламентов учетного отражения доходов от оказания медицинских услуг.
Цель исследования: раскрытие особенностей признания доходов от оказания медицинских услуг по требованиям ФСБУ 9/2025 и разработка рекомендаций организациям по адаптации к новым правилам бухгалтерского учета доходов.
Задачи исследования: выявление отличий в порядке признания доходов согласно ранее действующему ПБУ 9/99 «Доходы организации» и новому ФСБУ 9/2025 «Доходы»; раскрытие концепции перехода контроля над оказываемой медицинской услугой; уточнение элементов и механизма реализации концепции контроля при оказании медицинских услуг; разработка рекомендаций по практической реализации концепции перехода контроля над медицинской услугой.