По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.57

Привода судов с воздушной подушкой и с кавернами

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассмотрены модели судов на воздушной подушке (СВП) и показано, что для них рассчитать сопротивление и потребную мощность сложнее, чем для моделей судов других типов. Это связано с необходимостью расчета мощности двигателя, обеспечивающего работу вентиляторной установки, создающей воздушную подушку. Приведены графики для расчета вентиляторной установки модели. Сопоставлены конструкции зарубежного безюбочного судна по технологии ALC и отечественного судна на кавернах, отмечены преимущества последнего типа в части конструктивных и эксплуатационных показателей. Выполнен анализ перспектив развития технологий СВП, которые позволяют для водоизмещающих судов использовать новые виды транспорта: либо на подводных крыльях, на воздушной подушке (включая каверны), а в ряде случаев на экранном эффекте (включая пузырьковую смазку).

Литература:

1. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики судового электропривода // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 1. – С. 28–39.

2. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики винторулевых колонок и водометов // В портфеле редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

3. Шульга Р.Н. Пропульсивный комплекс ледокола и судов ледового класса // В портфеле редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

4. Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов / А.М. Горячев, Е.М. Подругин. – М.: Судостроение, 1983. – 224 с.

5. Иванченко А.А., Шишкин В.А., Окунев В.Н. Обзор опыта совершенствования конструкции и применения движительных систем в современном судостроении // Вестник ГУМРФ им. С.О. Макарова. – 2016. – № 4 (28). – С. 156–173.

6. Шульга Р.Н., Петров А.Ю., Хренников А.Ю. Энергетические платформы с использованием цифровых модульных подстанций и энергоблоков // Энергия единой сети. – 2020. – № 3 (52), июль-август. – С. 18–28.

7. Шульга Р.Н. Применение распределенного электродвижения с использованием винторулевых колонок // Энергоэффективность и водоподготовка. – 2020. – № 4 (126). – С. 56–64.

8. Сахновский Б.М. Модели судов новых типов. – М.: Судостроение, 1987.

9. Шульга Р.Н., Смирнова Т.С. Использование судовой энергетики для жизнеобеспечения арктических объектов // Российская Арктика. – 2020. – № 1. – С. 13–26.

10. Шульга Р.Н., Лавринович В.А., Лабутин А.А., Смирнова Т.С. Комплекс электрооборудования для модульных электрических судов // Российская Арктика. – 2020. – № 1 (8).

11. Шульга Р.Н., Путилова И.В., Смирнова Т.С., Иванова Н.С. Безопасные и безотходные технологии с использованием водородной электроэнергетики // Альтернативная электроэнергетика и экология. – (ISJAEE) 2019, (306–311). – С. 67–78.

12. Report of the performance committee // ITTC. – 1978.

13. Колесник Д.В. Тенденции развития пропульсивных комплексов судов, эксплуатирующихся во внутренних водных путях // Судовые энергетические установки: науч.-техн. сб. – 2005. – Вып. 14. – Одесса: ОНМА. – С. 5–10.

14. Клементьев А.Н., Трифонов В.И., Хвостов Р.С. Управление судном. – Н. Новгород: Изд. ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. – 32 с.

15. Суда на воздушной подушке, история и классификация. – URL: http://www.sea-man.org/

16. Судно на каверне или катамаран на воздушной подушке? // Судостроение. Катера и яхты. – 2002. – URL: http://www.barque.ru

17. Макаров О. Каверны: пустоты в дне судна // Технология/транспорт, 03.12.1020. – URL: http://www.techinsider.ru

18. Новый тип трансмиссии – привод Арнесона // Катера и яхты. Судостроение. – 1991. – URL: http://www.barque.ru.

19. Аносов В.Н. и др. Развитие современных скоростных катеров. Ч. 1 // Катера и яхты. Судостроение. – 2015. – № 3 (255). – С. 52–56.

Проблема развития и применения новых технологий электродвижения для повышения скорости и грузоподъемности судов в различных условиях плавания является в последнее время весьма актуальной, особенно в условиях Арктики. Эти технологии позволяют для водоизмещающих судов использовать новые виды транспорта: либо суда на подводных крыльях, либо суда на воздушной подушке (СВП) или на воздушных кавернах, а в ряде случаев суда на экранном эффекте (включая пузырьковую смазку).

Целью статьи является обобщение достигнутого зарубежного и отечественного опыта в части новых технологий судового электродвижения. Работы [1–3] отражают расчет и проектирование тяговых характеристик различных электроприводов, [4–7] посвящены вопросам энергообеспечения судов. Работа [8] обобщает опыт моделирования судов с различным приводом. Обширная литература [9–14] касается вопросов разработки судового электрооборудования и технологий его применения, а [15–19] сопоставляет данные по СВП и судах с воздушными кавернами.

Для моделей СВП рассчитать сопротивление и потребную мощность сложнее, чем для моделей судов других типов. Это связано с необходимостью расчета мощности двигателя, обеспечивающего работу вентиляторной установки, создающей воздушную подушку (ВП) [8].

Полное сопротивление среды движению моделей СВП:

R = Rвозд + Rимп + RГ,

где Rвозд – воздушное сопротивление, возникающее при обтекании модели набегающим потоком воздуха;

Rимп – импульсное сопротивление, связанное с работой вентиляторной установки;

RГ – гидродинамическое сопротивление, возникающее при движении модели над водой.

Значение RГ моделей амфибийных СВП, не имеющих контакта с водой на расчетном режиме, незначительное, и его можно не учитывать в расчетах. Для моделей скеговых СВП гидродинамическое сопротивление определяется традиционным способом с выделением сопротивления трения и остаточного сопротивления.

Мощность, необходимая для горизонтального движения модели СВП, составляет некоторую часть общей мощности модели. Основная часть мощности двигателей модели расходуется на привод вентилятора, создающего ВП.

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Привода судов с воздушной подушкой и с кавернами. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: