По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.871 DOI:10.33920/sel-04-2108-11

Природоохранная деятельность правоохранительных органов

Бланков А.С. канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: as_blankov1@mail.ru
Виноградова О.Б. канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: prepodavatel55@mail.ru
Орлова Ю.Р. канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: yuorlova76@mail.ru

В статье определена правовая природа природоохранной деятельности правоохранительных органов. Органы, осуществляющие деятельность по защите окружающей среды в рамках реализации правоохранительной функции, систематизированы по собственному функционалу на четыре группы: правоохранительные органы общего назначения (органы внутренних дел Российской Федерации); правоохранительные органы, разрешающие вопросы, связанные с посягательством на общественные отношения относительно конкретного природного объекта (специализированные органы); органы, реализующие контрольно-надзорную деятельность в указанной сфере (органы прокуратуры России); судебные органы.

Литература:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95‑ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, №30, ст. 3012.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138‑ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002, №46, ст. 4532.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002, № 2, ст. 133.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995, №47, ст. 4472.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3‑ФЗ «О полиции» (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011, № 7, ст. 900.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ред. от 30.11.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. №12, декабрь, 2012.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2, февраль, 2018.

8. Власова Ю.В. О роли правоохранительных органов в сфере защиты природы // Молодой исследователь Дона. — 2020. — № 1 (22). — С. 79–82.

9. Воробьева Т.М., Терехов А.М., Терехова А.В. Проблемы природоохранной деятельности в России и направления по ее совершенствованию. URL: https://novainfo.ru/article/3743

10. Матвеев Г.В. Место и роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности // Философия права. — 2008. — № 3. — С. 103–105.

11. Охрана окружающей среды в России. 2020: Стат. cб. / Росстат. — M., 2020. — 113 с.

Среди комплекса существующих на современном этапе проблем человечества одной из наиболее острых стабильно сохраняется проблема охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. От результатов решения данной проблемы зависит будущее мирового сообщества, будущее последующих поколений.

В связи с обострением экологической ситуации в мире внимание отечественных и зарубежных исследователей в последнее время было обращено к природоохранной деятельности государственных и негосударственных органов, включая органы охраны правопорядка, прокуратуры, судебные органы.

В то же время следует отметить, что в отечественной юридической литературе вопрос правовых основ природоохранной деятельности правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации освещен недостаточно. В научных исследованиях различные аспекты указанной проблемы исследовались фрагментарно либо в рамках расширенной правовой проблематики, либо в комплексе с иными сходными правовыми явлениями. Более того, в правовом регулировании природоохранной деятельности правоохранительных органов существуют некоторые нерешенные проблемы, которые существенно влияют на выполнение возложенных задач и функций государственных органов, что в дальнейшем приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологического благополучия рассматривается учеными как одна из основных и постоянных функций государства. Государство реализует свои функции в сфере охраны окружающей природной среды через соответствующие органы, важное место среди которых занимают правоохранительные органы.

Государственно-правовое регулирование природоохранной деятельности осуществляется несколькими группами субъектов:

1) правоохранительные органы общего назначения (собственно органы внутренних дел Российской Федерации);

2) правоохранительные органы, разрешающие вопросы, связанные с посягательством на общественные отношения относительно конкретного природного объекта (органы государственного контроля за использованием и охраной земель, водных, лесных, иных природных ресурсов);

Для Цитирования:
Бланков А.С., Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р., Природоохранная деятельность правоохранительных органов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: