Каждый имеет конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1]. Развивая данное право, законодательно закреплена возможность граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения [2].
Критически оценивая ситуацию в исследуемой сфере, президентом поставлена задача: «Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места» [3].
Отсутствие сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг является особой проблемой для технического вуза в условиях модернизации экономики. Почти половина выпускников работают не по специальности, а каждый третий становится дипломированным безработным.
Цель исследования — провести сравнительную динамику трудоустройства выпускников технического вуза различных уровней профессиональной подготовки: бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Задачи исследования:
• определить приоритеты студентов при выборе направления подготовки;
• выявить проблемы трудоустройства по полученным профессиям;
• провести сравнение доли занятых выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры за последние три года;
• предложить меры по повышению сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
Материалы и методы: статистические наблюдения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, мониторинг доли занятых из числа выпускников инженерных специальностей.
Уровень трудоустройства выпускников учебных заведений находится в прямой зависимости от критериев, влияющих на выбор профессии. Практика показывает, что решающую роль при этом играют наличие бюджетных мест, уровень заработной платы будущей специальности и возможность карьерного роста. Выпускники школ, как правило, ориентируются на личные предпочтения родителей, мнения друзей и знакомых и меньше всего задумываются о престижности профессий, о личных мотивах и проблемах трудоустройства. Это с одной стороны, а с другой — степень трудоустройства зависит от возможностей учебных заведений в части повышения конкурентоспособности обучающихся, уровня подготовки их к практической работе на основе взаимодействия с работодателями и развития производственного потенциала. Республика Марий Эл как дотационная территория испытывает значительный дефицит рабочих мест, и, соответственно, нарастают проблемы занятости населения [4].