По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.53(470.343)

Приоритеты и проблемы трудоустройства выпускников технических специальностей

Низова Л. М. д-р экон. наук, профессор кафедры СНиТ, Поволжский государственный технологический университет, e-mail: nizova@yandex.ru
Кудрявцева В. О. бакалавриат, Поволжский государственный технологический университет, e-mail: kudr.verka@gmail.com

Исследуются приоритеты и проблемы трудоустройства выпускников технических специальностей. Сравнительный мониторинг выпускников трех уровней подготовки за 7 лет на примере технического вуза показал, что наибольшее количество направлений на работу получают выпускники магистратуры (от 65,0 до 95,0 %). На втором месте по трудоустройству находятся выпускники специалитета (от 55,0 до 70 %). Наименьшая доля занятых падает на выпускников бакалавриата (от 6,4 до 14,9 %), так как более 80 % из них продолжают обучение в магистратуре. Для повышения сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг считаем целесообразным увеличить численность приема на технические специальности по целевому направлению работодателей, шире внедрять в систему обучения компетенции практической направленности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации».

3. Путин В. В. Послания Президента Российской Федерацию Федеральному собранию. Москва. 1 марта 2018 г.

4. Низова Л. М., Кудрявцева В. О. Занятость населения как элемент миграционной политики // Кадровик. — 2022. — № 7.

5. Цифровая карьерная среда «Факультетус» [Электронный ресурс]. — URL: https://facultetus.ru/.

Каждый имеет конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1]. Развивая данное право, законодательно закреплена возможность граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения [2].

Критически оценивая ситуацию в исследуемой сфере, президентом поставлена задача: «Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места» [3].

Отсутствие сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг является особой проблемой для технического вуза в условиях модернизации экономики. Почти половина выпускников работают не по специальности, а каждый третий становится дипломированным безработным.

Цель исследования — провести сравнительную динамику трудоустройства выпускников технического вуза различных уровней профессиональной подготовки: бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Задачи исследования:

• определить приоритеты студентов при выборе направления подготовки;

• выявить проблемы трудоустройства по полученным профессиям;

• провести сравнение доли занятых выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры за последние три года;

• предложить меры по повышению сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

Материалы и методы: статистические наблюдения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, мониторинг доли занятых из числа выпускников инженерных специальностей.

Уровень трудоустройства выпускников учебных заведений находится в прямой зависимости от критериев, влияющих на выбор профессии. Практика показывает, что решающую роль при этом играют наличие бюджетных мест, уровень заработной платы будущей специальности и возможность карьерного роста. Выпускники школ, как правило, ориентируются на личные предпочтения родителей, мнения друзей и знакомых и меньше всего задумываются о престижности профессий, о личных мотивах и проблемах трудоустройства. Это с одной стороны, а с другой — степень трудоустройства зависит от возможностей учебных заведений в части повышения конкурентоспособности обучающихся, уровня подготовки их к практической работе на основе взаимодействия с работодателями и развития производственного потенциала. Республика Марий Эл как дотационная территория испытывает значительный дефицит рабочих мест, и, соответственно, нарастают проблемы занятости населения [4].

Для Цитирования:
Низова Л. М., Кудрявцева В. О., Приоритеты и проблемы трудоустройства выпускников технических специальностей. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: