Изменения, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, затрагивают все этапы таможенного оформления, начиная от прибытия и заканчивая контролем после выпуска. Разработчики ТК ЕАЭС, представляя новый документ, среди его основных преимуществ всегда называют высокий уровень заложенных в кодексе информационных таможенных технологий: приоритет электронного декларирования, широкое использование автоматической регистрации деклараций, автоматического выпуска товаров и т. д.
Что касается таможенного декларирования, в России уже сегодня 99,99 % всех деклараций на товары подается в таможенные органы в электронной форме через сеть Интернет. По данным Федеральной таможенной службы, за январь — июль 2017 г. таможенными органами было оформлено 2 458 132 декларации на товары, из них 2 457 778 — в электронной форме, при этом 33 106 электронных деклараций были выпущены в автоматическом режиме, также 287 147 транзитных деклараций оформлено в электронной форме (50,05 % общего количества транзитных деклараций). Новым кодексом предусмотрено декларирование в письменной форме только в ряде специально оговоренных случаев: при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, для личного пользования, перемещении средств международной перевозки и т. п. (ст. 104). При этом важно помнить, что при декларировании в бумажной форме необходимо представление документов, на основании которых заполнена ДТ; в то же время при электронной форме декларирования представление таких документов не требуется (п. 7 ст. 109). Однако запрос документов осуществляется, если сработала система управления рисками, что на практике бывает достаточно часто.
В соответствии с новым кодексом документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при возможности их получения из информационных систем таможенных или иных госорганов: «В таком случае лица, определенные настоящим кодексом, указывают сведения об этих документах и (или) сведениях в таможенной декларации или представляют их таможенным органам иным способом в соответствии с настоящим кодексом» (п. 2 ст. 80). Практика работы в таком формате у Федеральной таможенной службы уже есть: собственно, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и разрабатывался с учетом результатов, полученных ФТС России в ходе отработки экспериментов по внедрению информационных таможенных технологий. И в настоящее время российские участники ВЭД теоретически имеют право не представлять документы в случае, если они есть в информационных ресурсах таможенных органов либо ФТС может получить их из электронных источников федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На сегодня приняты 64 технологические карты взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, однако в выступлениях представителей ФТС называется и другая цифра: таможенная служба получает информацию о разрешительных документах от 37 ФОИВ. Насколько успешно работает эта система на практике, видно из отчета ФТС о получении документов в рамках СМЭВ за первый и второй квартал 2017 г. (табл. 1, 2). Помимо крайне неровного объема выполнения запросов ФТС следует отметить весьма широкий разброс получаемой информации по уровню содержательности — от 100 до 0 % (табл. 3, 4). Ввиду отсутствия соответствующего анализа трудно сказать, в чем основные причины несрабатывания системы — в несовершенстве технологий госорганов или технических ошибках декларантов, однако Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России, выступая на конференции Комитета по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса, счел нужным подчеркнуть, что качество работы в рамках СМЭВ зависит не только от таможни, но и от участников ВЭД, которым следует быть крайне внимательными при заполнении таможенной декларации и правильно указывать реквизиты разрешительных и иных документов. «В свое время это было главной причиной несрабатывания СМЭВ, — отметил Руслан Давыдов. — Если реквизит был указан неправильно, таможенник не получал ответ на запрос документа из того или иного ведомства».