По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Приобретение коммерческого автомобиля в лизинг выгоднее чем покупка в кредит

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация. E-mail: faskhiev@mail.ru

Изложен метод оценки экономической эффективности коммерческих автомобилей в эксплуатации за жизненный цикл. Утверждается, что способ приобретения автомобиля влияет на показатели его экономической эффективности. Показаны особенности формирования денежных потоков от эксплуатации коммерческих автомобилей, приобретенных по разным схемам. В статьи выявлены преимущества и недостатки разных способов приобретения коммерческих автомобилей, исследовано влияние факторов приобретения автомобилей на их экономическую эффективность за период эксплуатации. Апробация предложенных новых положений проведена на примере расчета экономической эффективности трех коммерческих автомобилей, приобретенных за счет собственных средств, в лизинг и в кредит.

Литература:

1. Селиванова М., Хамизова К. Кредит или лизинг: как выгоднее приобретать автомобиль. URL: https://tass.ru/ekonomika/4731158 (дата обращения 08.06. 2025).

2. Лизинг или кредит: что выгоднее? URL: https://www.moedelo.org/club/articleknowledge/kredit-ili-lizing (дата обращения 12.06. 2025).

3. Березкин М. Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит. URL: https://www.kolesa.ru/article/ezdit-ili-vladet-5-sluchaev-kogda-lizingokazyvaetsya-vygodnee-chem-kredit (дата обращения: 12.12. 2024).

4. Костин И.М., Фасхиев Х.А. Технико-экономическая оценка грузовых автомобилей при разработке. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2002. — 479 с.

5. Методические рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов / Рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. — М.: ОАО НПО «Издво «Экономика», 2000. — 421 с.

6. Фасхиев Х/А. Выбор коммерческих автомобилей в целях повышения эффективности эксплуатации парка. — М.: ИНФРА-М, 2024. — 292 с.

7. Фасхиев Х.А., Баязитов Р.Б. Оценка и выбор подвижного состава автомобильного транспорта. — Уфа: Изд-во ООО «Фобос», 2021. — 466 с.

При обновлении парка перед автотранспортными предприятиями возникает задача выбора схемы приобретения подвижного состава (ПС). У них есть возможность приобрести автомобили за счет собственных средств, в кредит или в лизинг. В литературе однозначного ответа по вопросу выбора более выгодной схемы приобретения основных фондов нет. Анализ и рекомендации по выбору способа приобретения коммерческих автомобилей (КА) часто сводится к перечислению отдельных преимуществ и недостатков той или иной схемы покупки [1, 2, 3]. В табл. 1 приведены основные отличия, преимущества и недостатки приобретения основных фондов по лизингу и кредиту.

Экономический эффект КА проявляется за период его эксплуатации, поэтому при выборе схемы его приобретения надо учитывать весь жизненный цикл объекта в эксплуатации. Способ приобретения непосредственно сказывается на формировании денежного потока в течение всего периода эксплуатации ПС. Особенности формирования денежных потоков при покупке КА в лизинг, например, обусловлены спецификой налогообложения лизингового автомобиля, ускоренной до трех раз амортизацией объекта лизинга, страхованием и регистрацией автомобиля лизингодателем и др. Инвестиции при приобретении КА в лизинг равны величине аванса, а остаток стоимости автомобиля входит в форме амортизационных отчислений в лизинговый платеж, который в свою очередь в полном объеме входит в себестоимость транспортных услуг. Следовательно, чтобы КА окупился, чистые доходы от эксплуатации должны превышать величину аванса. Некоторые лизингодатели предоставляют специфические скидки лизингополучателям, чего не будет при покупке этого же объекта в кредит. Производители КА могут иметь свои лизинговые компании, которые предоставляют льготы лизингополучателям, предоставляют им широкую номенклатуру сопутствующих услуг.

При приобретении автомобиля в кредит проценты по кредиту относят в себестоимость. Если лизингополучатель платит налоги по основной налоговой системе НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, им принимается к зачету. Названные и ряд других обстоятельств обуславливают существенное различие экономической эффективности КА приобретенных по разным схемам [3, 4]. В зависимости от схемы приобретения затраты на покупку, текущие расходы и налоги в период эксплуатации транспортных средств будут различными. По завершении срока лизингового договора появляются «хвостовые эффекты», которые отражаются на денежных потоках от эксплуатации объекта лизинга, что часто не учитывается при оценке экономической эффективности лизингового оборудования. Преимущество той или иной схемы приобретения транспортного средства объективно можно установить только при оценке его экономической эффективности за жизненный цикл на основе расчета денежных потоков.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Приобретение коммерческого автомобиля в лизинг выгоднее чем покупка в кредит. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: