По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2006-02

Принципы всеобщего менеджмента качества в управлении медицинской организацией в Российской Федерации на современном этапе

Ислам Висханович Шахабов кандидат медицинских наук, заместитель заведующего организационно-методическим отделом ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы»
Юрий Юрьевич Мельников кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российский Федерации»
кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства Здравоохранения Российский Федерации»,

При выполнении анализа менеджмента качества в медицинской организации были учтены совокупность принципов и методов управления. Менеджмент качества охватывает собой процессы планирования, организации, мотивации, контроля, необходимые для достижения конечной цели. Основной проблемой системы здравоохранения на анализируемом этапе является низкий уровень компетенции руководителей высшего звена управления. Для полноценного управления необходимо создание специального органа, который должен быть интегрирован как уникальная подсистема, несущая ответственность за решение вопросов внедрения и развития процессного управления. Достаточно большой стратегический потенциал имеет адекватный и спланированный подход к созданию и интеграции в организационную структуру процессного офиса. Методология управления качеством в системе здравоохранения представляет собой последовательность этапов выявления и формулирования проблемы, установления и проведение анализа причинно-следственных связей, оценки эффективности работы службы, определения и корректировки целей и задач для обеспечения полноценного и эффективного функционирования. Требования к управлению качеством во всем мире определяются стандартами серии ИСО 9000. Именно ними положено начало процедурам разработки, внедрения и сертификации качества медицинских услуг.

Литература:

1. Коптелов А. Открытые системы. 2014; 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.osp.ru/os/2014/09/13043835 (дата обращения 18.12.2017).

2. Барсукова И. М. Перспективы создания системы менеджмента качества в службе скорой медицинской помощи. Журнал им. Н. В. Склифосовского. Неотложная медицинская помощь. 2015; 2: 42–47.

3. Гавловский Р. С. Проблемы и пути решения внедрения процессно-ориентированного управления в организациях малого и среднего бизнеса РФ. Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2016: 136–143.

4. Горохова И. В. Процессный подход к организации стационарозамещающих видов медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2015;46 (6): 5.

5. Горохова И. В. Подходы к управлению качеством медицинской помощи многопрофильной городской поликлинике в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001. Вестник Росздравнадзора. 2015; 4: 53–59.

6. Дьяченко В. Г., Солохина Л. В., Дьяченко В. Г. Управление качеством медицинской помощи. — Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДГМУ. 2012: 655.

7. Евдокимова Е. Г. Процессно-ориентированное управление качеством услуг в здравоохранении: Автореф. … канд. экон. наук. — Москва. 2015.

8. Кича Д. И., Фомина А. В., Макарян А. С., Пачгин И. В., Иваненко А. В., Луговой В. Е. Формирование компетенций организаторов здравоохранения в ходе дополнительной профессиональной подготовки. Социальные аспекты здоровья. 2013; 34 (6): 12.

9. Павлова О. П. Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010; 5 (63): 67–71.

10. Предложение по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). Вестник Росздравнадзора. 2016; 2: 35–36.

11. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-nadolgosrochnyy-period (дата обращения 21.12.2017).

12. Kicha D., Heinz N., Grummie M. Tempus joint European project MBA «Health care management». Материалы III международной конференции (по технологиям дистантной формы) «Проблемы здравоохранения, гигиены и медицины». 2009. — Москва: РУДН: 15–18.

13. Survey of Business Process Initiatives 2013, Business Process Trends and Transformation + Innovation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bptrends.com/bptrendssurveys (дата обращения 16.12.2017).

1. Andrey Koptelov. // “Open Systems” Journal - 2014. - № 09. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.osp.ru/os/2014/09/13043835 (access date: December 18, 2017).

2. Barsukova I.M. Prospects for the creation of a quality management system in the emergency medical service. // Journal named after N.V. Sklifosovsky. Emergency medical care. - 2015. - №

2. - P. 42-47.

3. Gavlovskiy R.S. Problems and solutions for the implementation of process-oriented management in organizations of small and medium-sized businesses of the Russian Federation. // Collection: State and business. Modern problems of the economy. Materials of the VIII International scientificpractical conference. North-West Institute of Management, RANEPA under the President of the Russian Federation. - 2016. - P. 136-143.

4. Gorokhova I.V. Process approach to the organization of hospital-replacing types of medical care // Social aspects of public health. - 2015. - V. 46. - № 6. - P.5.

5. Gorokhova I.V. Approaches to the quality management of medical care in a multidisciplinary city clinic in accordance with the requirements of the international ISO 9001 standard. // Bulletin of Roszdravnadzor. - 2015. - № 4. - P. 53-59.

6. Diyachenko V.G., Solokhina L.V., Diyachenko V.G. Quality management of medical care. Khabarovsk: Publishing house of the Far Eastern State Medical University. - 2012. - P. 655.

7. Evdokimova E.G. Process-oriented management of service quality in healthcare. // Abstract of the dissertation in support of candidature for an economical degree. - Moscow - 2015.

8. Kicha D.I., Fomina A.V., Makaryan A.S., Pachgin I.V., Ivanenko A.V., Lugovoy V.E. Formation of competences of healthcare organizers in the course of additional professional training. // Social aspects of health. - 2013. - V.34. - № 6. - P. 12.

9. Pavlova O.P. Problem of the formation of professional motivation in the process of training health care managers. // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2010. – № 5 (63). - P. 67-71.

10. Proposal for the organization of internal quality control and safety of medical activities in a medical organization (in-patient hospital). Bulletin of Roszdravnadzor. - 2016. - № 2. - P. 35-36.

11. The long-term development strategy of healthcare of the Russian Federation for 2015– 2030. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/ stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyyperiod (access date: December 21, 2017).

12. Kicha Dmitriy, Heinz Naegler, Grummie Milo. Tempus joint European project MBA “Health care management”. Materials of the III International Conference (on technologies of the distant form) "Problems of Health, Hygiene and Medicine". 2009. Moscow: RUDN, P. 15-18.

13. Survey of Business Process Initiatives 2013, Business Process Trends and Transformation + Innovation. [Electronic resource] - Access mode: http://www.bptrends.com/bptrends-surveys (access date: December 16, 2017).

Бурное развитие научно-технического прогресса, повсеместное внедрение электронно-вычислительных механизмов и математическое моделирование в середине ХХ в. положили начало развитию школы количественных методов управления. Ее основателями Л. Берталанфи, С. Биром, А. Гольдбергером были созданы предпосылки для развития ситуационного и процессного подхода в системном управлении, что способствовало выведению менеджмента на новый этап. Подобный подход в настоящее время является универсальным и общепризнанным в системе управления. Основные принципы этого подхода в настоящее время были положены в основу построения системы социального обеспечения и здравоохранения во многих станах мира.

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения является приоритетным направлением в деятельности Правительства РФ в настоящее время. В связи с этим актуальным становится вопрос организации управления в системе здравоохранения, поскольку без взвешенного и последовательного подхода в сфере медицинских услуг реализация этого проекта не представляет возможности. Вопрос о внедрении в управление системой здравоохранения принципов научного менеджмента встал на сегодняшний день весьма остро. Ряд государственных, муниципальных и частных лечебно-профилактических, реабилитационных, амбулаторно-поликлинических и других видов учреждений могут быть объединены в одну общую информационную, правовую, социально-экономическую сеть. Это предоставит возможность провести пересмотр структуры здравоохранения, а внедрение института финансово-экономических менеджеров здравоохранения позволит внести полноценную профессионализацию в отрасль управления медицинскими услугами [11].

Целью исследования является необходимость анализа современного комплексного подхода к управлению системой здравоохранения, соответствующего требованиям всеобщего менеджмента качества.

Материалами исследования послужили данные, взятые из открытых источников — сайтов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» органов исполнительной власти РФ; данные нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы оказания медицинской помощи в Российской Федерации; работы отечественных и зарубежных авторов, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления в здравоохранении; материалы научно-практических конференций по теме исследования. Были использованы общетеоретические методы изучения и анализа данных.

Для Цитирования:
Ислам Висханович Шахабов, For correspondence:, , Information about author:, Sachno N. http://orcid.org/0000-0001-6409-1384, Юрий Юрьевич Мельников, For correspondence:, , , For correspondence:, , Information about author:, Sachno N. http://orcid.org/ 0000-0003-3099-2517, Принципы всеобщего менеджмента качества в управлении медицинской организацией в Российской Федерации на современном этапе. Справочник врача общей практики. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: