По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принципы оценки знаний и практических навыков студентов в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Бурцев Сергей Петрович доцент кафедры социологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», кандидат медицинских наук, доцент Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., E-mail: socio-mosgu@mail.ru

Автор показывает, что в современном российском образовании происходят сложные, неоднозначные процессы. Принятый Закон «Об образовании» вызвал большое количество вопросов, требующих взвешенных, квалифицированных ответов со стороны опытных педагогических работников, посвятивших свою карьеру преподаванию в высших учебных заведениях. Одной из важнейших проблем является адекватная оценка полученных студентами знаний.

Экзаменационная оценка студента по дисциплине определяется несколькими факторами. В частности, она зависит от качества предшествующих знаний, полученных в школе, уровня вузовского преподавания, умения студентов пользоваться литературными источниками, а также от качества оценочных средств.

В последние годы в связи с использованием Единого государственного экзамена у выпускников школ исчезла способность давать полноценные творческие ответы на поставленные вопросы. Выбор правильного ответа в тесте, то есть выбор чьего-то постороннего мнения, лишает их самостоятельности на экзамене. Как показывает опыт нашей кафедры, умение давать развернутые и полноценные ответы, делать научные сообщения на занятиях, участвовать в дискуссиях присутствует у студентов тех факультетов, на которых изучается несколько иностранных языков, преподаются навыки межличностного общения, выполняются творческие задания. Не случайно в течение трех лет лучшие оценки по «Безопасности жизнедеятельности» выставляются студентам факультета международных отношений. Данная проблема распространяется также на качество дипломных работ (они написаны убогим языком, непонятно) и будущую профессиональную деятельность, где нет места тестовым заданиям.

Большие трудности имеются у нынешних студентов в работе с учебной и научной литературой. Быстрое получение необходимой информации из Интернета, где часто содержатся сумбурно изложенные сведения, обедняет язык и затрудняет изложение собственных взглядов молодых людей. Это также мешает творческому общению с преподавателями, а в будущей деятельности — с коллегами по работе, клиентами и пациентами. Мы на кафедре наблюдаем устойчивую тенденцию, когда студенты согласны иметь более низкую рейтинговую оценку, выполняя тестовые задания и избегая творческих научных сообщений.

Второй аспект, определяющий трудности в общении с «книгой», связан с информационной агрессией со стороны СМИ, особенно телевидения. В многочисленных разговорных передачах (ток-шоу) и рекламе (повторяющейся многократно в течение длительного времени) очень часто высказываются неверные или вредные для здоровья граждан сведения. Так, в последние годы ставится под сомнение иммунопрофилактика особо опасных инфекций и социально значимых заболеваний. Причем приверженцы отказа от профилактики инфекционной патологии не могут дать ни одной заслуживающей доверия научной ссылки. Сотрудники кафедры вынуждены вести активную борьбу с этим проявлением мракобесия.

Для Цитирования:
Бурцев Сергей Петрович, Принципы оценки знаний и практических навыков студентов в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Ученый совет. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: