Модель современного вуза отражает основные принципы организации основных видов его деятельности, связанных, прежде всего, с рынком профессионального труда и рынком образовательных услуг, с которыми вуз должен сегодня находиться в режиме постоянного взаимодействия.
Рынок профессионального труда должен представлять профильные предприятия промышленности и научные организации — стратегические партнеры вуза, а также общественнопрофессиональные сообщества. Одним из основных признаков устойчивого развития вуза является наличие многоканальной системы взаимодействия с этим рынком, включая организацию маркетинговых исследований.
Взаимодействие со стратегическими партнерами должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование заданий на подготовку специалистов, способных решать установленные заказчиком задачи профессиональной деятельности; на основе этих задач вуз разрабатывает соответствующие основные или дополнительные образовательные программы, реализующие целевую подготовку специалистов;
• объединение всех видов ресурса, необходимого для профессиональной подготовки специалистов, т.е. усиление корпоративности подготовки, внедрение элементов территориально распределенной модели образовательного процесса, предполагающей его частичную реализацию на базе научно-производственных подразделений заказчика;
• построение системы контроля соответствия выпускников вуза требованиям, заложенным в эталонные компетентностные модели как элементы задания на подготовку;
• общественно-профессиональная сертификация выпускников вуза и аккредитация образовательных программ;
• повышение квалификации преподавателей вуза через их участие в совместных научноисследовательских и опытноконструкторских разработках по приоритетным направлениям науки и техники;
• реализация совместных форм профориентационной работы, направленной на целевое формирование контингента абитуриентов.
В современном вузе должна существовать развитая система маркетинга рынка образовательных услуг, позволяющая: