В последние несколько лет, в свете дерегуляции рынка автобусных перевозок, резко усилилась конкуренция между перевозчиками. Особенно это заметно на международных перевозках. В таких условиях перевозчики судорожно ищут путь к сердцу и карману потребителя, чтобы остаться на плаву. Практика показывает, что большинство из них основным способом конкуренции использует цену.
С учетом особенностей рынка, этот подход имеет право на жизнь. Вопрос вызывает рыночная тактика наших перевозчиков — банальное снижение цен на билеты. В краткосрочном периоде это может дать перевозчику увеличение количества пассажиров. Однако в долгосрочном периоде такой бесхитростный подход бесперспективен. Почему? Потому, что всегда найдется перевозчик, который установит цену ниже, чем установили вы.
Благодаря «ценовым войнам», сегодня на некоторых рейсах мы имеем цены на билеты ниже себестоимости. В долгосрочном периоде работа по таким ценам может привести к банкротству многих перевозчиков. Кому это выгодно — вопрос риторический. Как же сохранить прибыльность бизнеса, и в тоже время, обеспечить достаточно низкие цены на билеты? Эту сложную задачу решили в авиаперевозках несколько десятилетий назад путем внедрения бизнес модели «лоу кост».
Прежде всего стоит уяснить, что «low cost» с английского переводится как «низкие издержки», а не «низкая цена». Цена лишь является следствием того, что компания оптимизирует свои операционные (а в некоторых случаях и капитальные, но об этом уже в следующий раз) затраты. Более того, как это не парадоксально, но у лоукостера, при определённых условиях, цена билета может быть абсолютно сопоставимой с авиакомпанией, работающей по стандартной модели.
Итак, мы сейчас постараемся понять, за счёт чего лоукостеры снижают свои издержки. Следует отметить, что статей, на которых экономят лоукостеры достаточно много. Однако, мы остановимся на основных.
Эта статья снижения расходов является одной из основных для бюджетных авиаперевозчиков. Причём экономия состоит сразу из двух частей. Прежде всего, лоукостеры стараются использовать второстепенные аэропорты, обслуживание в которых значительно дешевле. Такие аэропорты предоставляют меньше услуг пассажирам (то есть сами экономят на издержках) и, обычно, находятся в удалении от основного города (экономия на стоимости инфраструктуры). Так, например, у Дюссельдорфа есть аэропорт Веце, в Лондоне, наряду с Хитроу, существуют ещё и Станстед с Гатвиком, а вместо миланских аэропортов Мальпенза и Линате лоукостеры пользуются транспортным узлом в соседнем городе Бергамо.