По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принципы Lean-production в банке

Рустам Кантюков МВА, эксперт в области бережливого производства, эксперт в области управления проектами (PMР), Six Sigma Черный Пояс, соавтор обучающего курса по бережливому производству для государственных и муниципальных служащих Республики Башкортостан, e-mail: Rustam.Kantiukov@gmail.com

Бережливые технологии получили наибольшее распространение в производственной среде, однако они применяются и в сфере услуг, и нередко приводят к поразительным результатам. Потенциал применения Lean-методик в финансовом секторе огромен. Некоторые банки, использующие технологии бережливого производства в работе своих отделений, смогли в два раза увеличить время полезной работы своих сотрудников и в три раза число привлекаемых клиентов.

Банки, внедрившие «бережливые» технологии в свои процессы, добились 30% снижения расходов, а также сокращения затрат времени и количества ошибок на 80%. Основная особенность Lean-методик в том, что они позволяют решать задачи по оптимизации расходов и затрат времени одновременно с повышением качества услуг, не жертвуя одним ради другого.

Рассмотрим применение принципов оптимизации процессов на примере банковского процесса «выдача ипотеки».

В рамках «бережливого» подхода потери (неэффективности в процессах) подразделяются на восемь типов – все они могут быть обнаружены при оформлении ипотеки. В процессе одобрения ипотечного кредита часто встречаются ошибки при оформлении, излишние требования к качеству, ненужные перемещения, отсутствие автоматизации простых процедур, недостаточные связи между различными программными приложениями.

Мой опыт проведенных Lean-трансформаций показывает, что эти факторы могут сократить имеющиеся ресурсы на 50–60% от теоретического максимума. Более того, если исполнение процесса не отличается гибкостью и неспособно учесть колебания спроса, то простои могут отнять еще 10–15% ресурсов. И, наконец, разница в производительности разных людей снижает «номинальную мощность» еще на 20–25%.

Это означает, что, по наиболее пессимистическим оценкам, подразделение банка может функционировать лишь на уровне 15% от своей максимальной производительности.

Чтобы оптимизировать бизнес-процессы, необходимо провести диагностику текущего состояния, определить «болевые точки» и зоны роста. Далее адаптировать и внедрить инструменты и практики Lean, а также реализовать инициативы по оптимизации процессов.

В ходе диагностики задаются вопросы.

• Что является неэффективным в процессе принятия решений о выдаче ипотечного кредита?

• Где кроются потери?

• Какие проблемы могут возникнуть?

Проблемы могут быть самые разные: слишком много сложных действий и этапов, вовлекающих в процесс много сотрудников, неэффективное использование рабочего пространства, неоптимальные автоматизированные банковские системы данных и несоответствие между ресурсами и спросом.

Для Цитирования:
Рустам Кантюков, Принципы Lean-production в банке. Лин-технологии: Бережливое производство. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: