Особая система методов организации производства под названием «бережливое производство» (БП), или Lean production нашла широкое применение, в том числе на хлебопекарных предприятиях [1]. Ее исходными положениями являются:
• понятие «ценность» — это полезность продукции с точки зрения потребителя;
• понятие «потери» — это любое действие, потребляющее ресурсы, но не создающее ценность;
• представление о трех видах деятельности при создании ценности:
1. действия, необходимые и добавляющие ценность;
2. действия, необходимые, но не добавляющие ценность;
3. действия, ненужные и не добавляющие ценность.
Деятельность 2 и 3 относят к потерям, поэтому принимаемые решения в рамках БП должны быть направлены на то, чтобы:
• поддержать деятельность 1-го вида;
• оптимизировать и минимизировать деятельность 2-го вида;
• устранить деятельность 3-го вида.
В стандарте ГОСТ Р 56020–2020 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» перечислены семь основных видов потерь: перепроизводство, избыток запасов, транспортировка, задержки, дополнительная обработка, перемещения, дефекты.
Принципы БП применяются и в целях повышения эффективности технического обслуживания и ремонта (ТОиР) производственных активов, под которыми понимается технологическое оборудование и машины, их компоненты, объекты недвижимости, их инженерные системы. В концепции бережливого производства ТОиР относится ко 2-му виду деятельности.
Оценка эффективности ТОиР оказалась непростой задачей. В общем виде эффективность — это отношение полезного результата к объему затраченных ресурсов. И если со знаменателем этой дроби проблем не возникает, то определение результата ТОиР сталкивается с методическими и практическими трудностями. Отсюда возникла идея применить подходы БП к задаче оценки эффективности и улучшения ТОиР.
Пример реализации этой идеи — исследование [2], где все виды деятельности ТОиР поделены на добавляющие и не добавляющие ценность. Добавляют ценность непосредственно работы по ТОиР, а не добавляют — операции, приводящие только к потерям времени. Здесь «продукцией» является исправность актива, а ее «потребитель» — предприятие, использующее актив для производства. В итоге оказалось, что бесполезна почти половина (45%) деятельности по ТОиР.