По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принципы арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в инклюзивных проектах на примере спонтанного театра «Маленький принц»

Светлана Большунова продюсер художественных и социокультурных проектов в РФ и ЕС; креативный директор ТО «Центр творческих технологий «Арт-Те», магистр психологии со специализацией в области арт-терапии и терапии искусством

В статье рассмотрены проблемы создания и реализации инклюзивных проектов в связи с психологическими особенностями эмоциональной сферы особых детей и их родителей, даны рекомендации по включению принципов арт-терапии и конкретных арт-терапевтических методик в инклюзивные проекты.

Литература:

1. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера ; под общей редакцией А.И. Копытина. — Санкт-Петербург : Скифия принт, 2017. — Текст : непосредственный.

2. Большунова, С.В. Пластилиновый театр на пластилиновом поле как арттерапевтическая методика. Сборник материалов всероссийской с международным участием научно-практической конференции в рамках II Международного форума «Арт-путь». — СанктПетербург : Скифия принт, 2017. — Текст : непосредственный.

3. Кисилева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 160 с. — Текст : непосредственный.

4. Никитин, В.Н., Большунова, С.В. Теоретическое обоснование и практический опыт внедрения арттерапевтических программ… в систему реабилитации подростков с ДЦП (на примере авторской программы, реализованной на базе специализированного центра) : Сборник трудов, статьи преподавателей, магистрантов и студентов бакалавриата МСПИ. — Москва, 2017. — Текст : непосредственный.

5. Ромашкина, Н.В., Большунова, С.В. Трансформационно-ресурсные арттерапевтические методы (Altered-book или измененная книга; Fasion-therapy или метод создания и изменения аксессуаров и предметов одежды). — Независимый психиатрический журнал IV. — Москва, 2015.

6. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учебное пособие. — URL: http:// sdo.mgaps.ru/book s/K17/M13/p2/1. pdf. — Текст: электронный.

Фото предоставлены из личных фотоархивов автора статьи

В современном обществе все больше внимания уделяется работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Выделяются средства на создание доступной среды и равных возможностей взрослых и детей с особыми потребностями. Проводятся инклюзивные проекты или внедряются программы, в которых учитывается возможность инклюзии. Многие фонды и общественные организации работают в этом направлении. Не хотелось бы упоминать только проекты, которые на слуху, и фонды под руководством знаменитостей, чтобы не умалять заслуги небольших организаций и творческих коллективов. Однако несмотря на уже большой, казалось бы, опыт работы в этой сфере, если говорить не о больших специализированных проектах и грантах, а о разнообразии программ, которые предлагаются сегодня на базе музеев, библиотек, различных учреждений культуры, можно признать, что не всегда достаточно практических навыков и психолого-педагогических знаний, которые могут помочь реализовать задуманное.

Другая проблема, которая часто вытекает из вышесказанного, — профилактика профессионального выгорания педагогов, помогающих практиков, работников музейной и социальной сферы. Это особенно чувствуется как эмоциональное выгорание в случае неоправданных ожиданий и со стороны профессионалов, и со стороны родителей особых детей.

Цели и задачи инклюзивных проектов могут не совпадать с целями и задачами учреждений культуры, где конечные умения и навыки являются залогом красивых финальных проектов. Так, например, отчетный концерт танцевального коллектива или выставки картин участников художественной студии в нашей культуре будет традиционно оцениваться как максимально соответствующие профессиональному уровню, где на первом плане мастерство, художественные достоинства продукта творческой деятельности.

Если мы рассмотрим опыт европейских стран, в частности Германии, то по уровню мастерства творческие коллективы, например балетные школы, которые в Германии в каждой деревне, могут разочаровать любителей детского перфекционизма. Фигуры маленьких балерин далеки от русских стандартов: маленьких лебедей и даже умирающего лебедя могут танцевать девочки с явным избыточным весом, да и носок они не всегда тянут идеально. Но то, ради чего немецкий балет существует в каждой деревне — непосредственная детская радость, возможность пережить волшебство перевоплощения, заявить о себе — примиряет зрителей с этой, казалось бы несовершенной, художественной формой.

Для Цитирования:
Светлана Большунова, Принципы арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в инклюзивных проектах на примере спонтанного театра «Маленький принц». Дом культуры. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: