Фото предоставлены из личных фотоархивов автора статьи
В современном обществе все больше внимания уделяется работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Выделяются средства на создание доступной среды и равных возможностей взрослых и детей с особыми потребностями. Проводятся инклюзивные проекты или внедряются программы, в которых учитывается возможность инклюзии. Многие фонды и общественные организации работают в этом направлении. Не хотелось бы упоминать только проекты, которые на слуху, и фонды под руководством знаменитостей, чтобы не умалять заслуги небольших организаций и творческих коллективов. Однако несмотря на уже большой, казалось бы, опыт работы в этой сфере, если говорить не о больших специализированных проектах и грантах, а о разнообразии программ, которые предлагаются сегодня на базе музеев, библиотек, различных учреждений культуры, можно признать, что не всегда достаточно практических навыков и психолого-педагогических знаний, которые могут помочь реализовать задуманное.
Другая проблема, которая часто вытекает из вышесказанного, — профилактика профессионального выгорания педагогов, помогающих практиков, работников музейной и социальной сферы. Это особенно чувствуется как эмоциональное выгорание в случае неоправданных ожиданий и со стороны профессионалов, и со стороны родителей особых детей.
Цели и задачи инклюзивных проектов могут не совпадать с целями и задачами учреждений культуры, где конечные умения и навыки являются залогом красивых финальных проектов. Так, например, отчетный концерт танцевального коллектива или выставки картин участников художественной студии в нашей культуре будет традиционно оцениваться как максимально соответствующие профессиональному уровню, где на первом плане мастерство, художественные достоинства продукта творческой деятельности.
Если мы рассмотрим опыт европейских стран, в частности Германии, то по уровню мастерства творческие коллективы, например балетные школы, которые в Германии в каждой деревне, могут разочаровать любителей детского перфекционизма. Фигуры маленьких балерин далеки от русских стандартов: маленьких лебедей и даже умирающего лебедя могут танцевать девочки с явным избыточным весом, да и носок они не всегда тянут идеально. Но то, ради чего немецкий балет существует в каждой деревне — непосредственная детская радость, возможность пережить волшебство перевоплощения, заявить о себе — примиряет зрителей с этой, казалось бы несовершенной, художественной формой.