Проектирование, изготовление и эксплуатация сталефибробетонных конструкций могут быть успешными и целесообразными с технико-экономической точки зрения, только в том случае, когда специалисты, принимающие участие в этих процессах, будут иметь четкое представление о принципиальных особенностях сталефибробетона.
Не смотря на то, что большая часть этих особенностей была достаточно подробно описана еще в 80-е годы ХХ века [1–3], они до сих пор не укоренились в массовом сознании. Многие специалисты до настоящего времени рассматривают сталефибробетон как разновидность железобетона, не учитывая, что это принципиально разные материалы: железобетон является композиционным материалом (представляет собой композицию двух материалов: бетона и стали), а сталефибробетон — композитный материал (многокомпонентный), представляющий собой матрицу, армированную хаотично распределенными в ней стальными волокнами (фибрами). При этом сталефибробетон может (в зависимости от ориентации и распределения фибр) обладать изотропными, анизотропными или вариатропными свойствами.
При этом железобетон является композиционным материалом при любой степени армирования, так как арматура в нем механически соединена в пространственный каркас посредством сварки или вязки проволокой. А сталефибробетон, в котором волокна не касаются друг друга (связи осуществляются через матрицу с помощью фибра-фибра взаимодействия [1]), становится истинным композитом только при достаточной объемной концентрации стальных волокон.
Поскольку железобетон и сталефибробетон являются принципиально отличающимися материалами, имеющими разное предназначение, их прямое сопоставление и сравнение является не вполне корректным. Каждый из них «заточен» под разные задачи и имеет преимущества перед конкурентом только в рамках этих задач.
В частности, для полноценного армирования работающей на изгиб железобетонной плиты (в которой армирование осуществляется в соответствии с эпюрой напряжений) обычно требуется плотность объемного армирования (μ) не более 1%.