По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принцип золотого сечения в живописи

Литература:

1. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи / Учеб.пособие. — К.: выща шк. Головное из-во, 1989. — 143 с, 90 ил., табл. — Библиогр.: 77 назв. ISBN 5–11–001336–5.

2. Общие сведения [Электронный ресурс] // Ф.Д. Шкруднев «Золотое сечение». — 2013 — URL: https://shkrudnev.com/index.php

3. Общие сведения [Электронный ресурс] URL: // https://luminau.ru/wp-content/uploads/2016/08/Painting.pdf

4. Ссылки на иллюстрации: «Сошествие в ад» Дионисия и мастерской (XVI в.) https://studfile.net/html/2706/237/html_RBfTB_canm.Lb_U/imgXwwbog.jpg; Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» https://konspekta.net/lektsianew/baza9/2918009666914.files/ image017.gif; Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры» (фрагмент) http://www.arte.it/foto/orig/6f/100689Giambattista_Tiepolo_Il_ banchetto_di_Cleopatra_Dettaglio.jpg.

1. Kovalev F.V. Golden Section in Painting / Textbook. — Kyiv: Вища школа [High School]. Head Publishing Office, 1989. — 143 p., 90 ill., tab. — Bibliography: 77 titles. ISBN 5–11–001336–5.

2. General Information [Electronic resource] // F.D. Shkrudnev «Golden Section». — 2013 — URL: https://shkrudnev.com/index.php

3. General Information [Electronic resource] URL: // https://luminau. ru/wp-content/uploads/2016/08/Painting.pdf

4. Links to illustrations: «Descent into Hell» by Dionysius and his workshop (XVI century) https://studfile.net/html/2706/237/html_RBfTB_canm.Lb_U/img-Xwwbog.jpg; Leonardo da Vinci «Madonna of the Rocks» https://konspekta.net/lektsianew/baza9/2918009666914.files/image017.gif; Giovanni Tiepolo «The Banquet of Cleopatra» (fragment) http://www.arte.it/foto/orig/6f/100689Giambattista_Tiepolo_Il_ banchetto_di_Cleopatra_Dettaglio.jpg.

«Божественная гармония» или золотое сечение — правило соотношения частей и целого, универсальное проявление красоты и симметрии. Оно встречается в науке, природе, архитектуре и искусстве.

Первым про золотое сечение писал еще Евклид в «Началах», которые в свое время были вторые по популярности после Библии. Людям свойственно искать закономерность везде, даже там где ее нет, поэтому число «фи» — соотношение пропорций золотого сечения, ровняющееся 1,618, всегда было темой для религиозных спекуляций. Леонардо да Винчи считал, что золотое сечение является выражением божественной сущности Троицы.

Одним из популярных способов представления золотого сечения является прямоугольник с соотношением сторон 62 на 48 и построенной внутри спиралью. Пропорционально, золотое сечение выражается следующим образом: два разных по величине числа, где большее относится к меньшему так же, как и общая их сумма относится к большему.

Множество произведений искусства и архитектурных шедевров сделаны по принципам золотого сечения: египетские и пирамиды Майя, греческий Парфенон, картины известных художников и конечно, произведения классической музыки.

Ещё в эпоху Возрождения художники пришли к выводу, что любая картина имеет определённые точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Для того чтобы привлечь внимание к главному элементу, необходимо просто совместить этот элемент с одним из таких зрительных центров.

В картине Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры» голова Клеопатры помещена художником в правой верхней точке на пересечении линий золотого деления по вертикали и горизонтали. Этим обеспечивается легчайшее восприятие глазом всей картины и ее зрительно-смыслового центра — центра внимания.

Более точные значения пропорциональных величин золотого сечения (62 и 38) дают возможность образовать 5 величин золотого ряда еще более точные исходные величины: 61,8; 38,2 или 61,803 и 38,196 и дают возможность продолжить нахождение величин нисходящего ряда золотой пропорции до 9 значений или даже до бесконечности. Зачастую, в практической работе художника над эскизом или картиной достаточно величин 2-го и 3-го рядов.

Для Цитирования:
Принцип золотого сечения в живописи. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: