По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принцип деления по золотому сечению в живописи

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ — ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ? МНОГИЕ О НЕМ СЛЫШАЛИ, НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ЧЕТКО ПРЕДСТАВЛЯЮТ, КАК ОНО ВЫГЛЯДИТ, И КАК ОНО ПОПАЛО ИЗ МАТЕМАТИКИ И ГЕОМЕТРИИ В ЖИВОПИСЬ.

Простыми словами золотое сечение — это гармоническая пропорция. Но давайте разберем всё по порядку. В математике пропорция — это равенство между двумя отношениями четырех величин: a : b = c : d. Затем возьмем для примера отрезок прямой (AB). Отрезок АВ можно разделить на две равные части точкой (С). Это будет соотношение равных величин — АВ : АС = АВ : ВС. Эту же прямую (АВ) можно разделить на две неравные части в любом отношении. Эти части пропорции не образуют. Отношение малого отрезка к большому или меньшего к большему есть, а соотношения (пропорции) нет. И, наконец, прямую АВ можно разделить по золотому сечению, когда АВ : АС, как АС : ВС. Это и есть золотое деление.

Отсюда можно сделать вывод, что золотое сечение — это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т. е. a : b = b : с или с : b = b : а. Арифметически отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью, где, к примеру, если АВ принять за единицу, то АС = 0.618..., а СВ = 0.382... В практике применяется округление этих чисел до 0,62 и 0,38 соответственно.

Принято считать, что понятие «золотое деление» ввел в обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н. э.). Есть догадки, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Для Цитирования:
Принцип деления по золотому сечению в живописи. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: