Прежде чем рассмотреть вопрос о правовом статусе примирительных процедур в целом, необходимо отметить, что данные меры не являются нововведением в современной России.
Исследуя историю государства и права России в их системной взаимосвязи, полагаю, что прототипом института примирительных процедур можно считать третейское разбирательство, то есть когда стороны доверяют разрешение спора третьим лицам. Возможно, поэтому суд и называется третейским.
Еще в Древней Руси грамоты князей предписывали разбирательство так называемым «общим» судом, а в случае несогласия с его решением следовало обращение к третьей стороне. То есть такой порядок существовал в период феодальной раздробленности.
В период становления Русского централизованного государства происходит процесс нормативной кодификации и третейское решение было равнозначно решению государственному, что нашло свое отражение в Соборном Уложении 1649 г.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», третейский суд — это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора).
В данной статье рассмотрим правовой статус примирительных процедур в контексте арбитражного процесса судебной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) арбитражный суд содействует становлению и развитию партнерских деловых отношений, мирному урегулированию споров, формированию обычаев и этики делового оборота.
Согласно ст. 138 АПК РФ, стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах. Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.