По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применимы ли «Законы роботов» к самоуправляемым автомобилям?

Автономное автомобилестроение испытало настоящее потрясение в 2016 году после катастрофы автомобиля Tesla. Действия, а вернее бездействия, интегрированного в робомобиль искусственного интеллекта, повлекли за собой гибель испытателя, не успевшего принять управление на себя. Случившийся факт не мог не привлечь внимания мирового сообщества. Было необходимо понять, насколько показателен данный эпизод, может ли он стать серьёзным аргументом в поддержку того, что беспилотные автомобили пока не готовы к самостоятельности на дорогах, чтобы не вызвать отрицательную реакцию общества, направленную против развития отрасли самоуправляемых автомобилей.

В течение нескольких месяцев Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) расследовала этот инцидент, используя свое управление по расследованию дефектов (ODI), чтобы установить характер аварии и выяснить какие роли в этой аварии сыграли и человек-водитель, и автопилот Tesla. Управление ODI огласило свои результаты и закрыло дело 19 января 2017 г. Анализ не выявил никаких дефектов в конструкции системы и показал, что она работала так, как и должна была по проекту. Реакция некоторых экспертов была шокирующей и тревожной — если система работала так, как задумано, означает ли это, что в ней был заложен вариант, позволяющий допустить гибель (т.е. физическое устранение) водителя автомобиля, врезавшись в препятствие? И если такая программа присутствовала, то может ли считаться использование автомобилей-беспилотников этически нормальным?

В своем отчете ODI объяснил, что причина, по которой с системы были сняты «обвинения», заключалась в том, что искусственный интеллект (ИИ) был разработан таким образом, что требовал постоянного и полного внимания человека в любое время. По мнению ODI, водитель мог вернуть себе управление автомобилем и избежать столкновения. Таким образом, беспилотник Tesla избежал «наказания», и трагический инцидент был объявлен виной водителя, поскольку человек сам не смог предотвратить столкновение.

Для поклонников не только Теслы, но и вообще идеи внедрения самоходной автомобильной техники, новость о снятии ответственности с робомобиля была очень приятной, к тому же даже сам автопроизводитель не был привлечен к ответственности за аварию. Благодаря этому, мир самоуправляемых автомобилей получил «пропуск-вездеход» по выходу из всех спорных и трагических ситуаций. Теперь можно продолжать испытания, зная, что до тех пор, пока система делает то, для чего она была разработана (пусть даже это может привести к аварии), она, тем не менее, не будет считаться виновной в таком инциденте (или, если на то пошло, очевидно, для любого инцидента вообще!).

Для Цитирования:
Применимы ли «Законы роботов» к самоуправляемым автомобилям?. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: