Краткий анализ технического уровня и послеремонтной надежности оте чественной сельскохозяйственной техники, укрупненная характеристика состава парка основных машин и ремонтно-обслуживающей базы в сельском хозяйстве показали, что в нем используется в основном устаревшая техника, созданная 30–40 лет назад, а затраты на ремонт и запчасти составляют более 65 млрд руб. в год (или 12–15 % затрат в структуре себестоимости сельхозпродукции вместо 4,5–5 % имевшихся ранее). К каждому сезону ремонту подвергается 60–65 % парка тракторов и комбайнов. Доля исправных тракторов не превышает 80–82 % (вместо 95–98 %) [1].
По данным ФНАЦ ВИМ, доля ремонта тракторов в РТП и РЗ оставляет 2,8 %. Ремонт всего парка тракторов проводится в основном в технически не оснащенных центральных ремонтных мастерских сельхозпредприятий. Ресурс дизельных двигателей, отремонтированных в ЦРМ, в 3–7 раз ниже нормативного, установленного ФНАЦ ВИМ [1].
В связи с этим объективно возникает необходимость поиска и проведения исследований по повышению безотказности ДВС с применением эффективных наноматериалов в составе масел, а также в разработке метода выбора рациональных нанодобавок, исключающих образование задиров в ресурсных сопряжениях в процессе обкатки, штатной эксплуатации и существенно повышающих безотказность ДВС. Сокращенная классификация нанопрепаратов приведена в таблице 1 [2].
В статье используются такие термины, как «нанодобавка», «трибопрепарат», «наноматериал», «трибоматериал». Такой подход авторов вызван тем, что терминология по применению наноматериалов в техническом сервисе машин не утверждена. В то же время в России и за рубежом производится более 200 различных марок нанопрепаратов.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи исследования: теоретически обосновать и разработать метод диагностики и выбора рационального наноматериала в составе моторного масла для ускорения обкатки и повышения послеремонтной безотказности ДВС и, используя разработанный метод, выполнить триботехнические исследования наноматериалов и выявить из них рациональный. Провести испытания ДВС на стенде и при эксплуатации на сельхозпредприятии. Установить изменения основных показателей ДВС.