По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.518.3

Применение цифровых интеллектуальных технологий в обучении безопасности производства

Халин Е. В. д-р техн. наук, НИИПФ «ТЕХИНТЕЛЛ», e-mail: info@techintell.ru

Подготовка и контроль знаний работающих по безопасности производства с применением сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения, содержащих формализованные знания в текстовом и графическом представлении и имитационные модели в виде распределенных баз данных и знаний, рассматриваются как важнейший элемент организации безопасного производства на базе цифровых технологий. При встраивании систем обучения в конкретное цифровое производство образовательный контент при необходимости дополняется и развивается ответственными за обучение и самими обучаемыми в составе образовательного ресурса цифровых организаций для подготовки и переподготовки кадров.

Литература:

1. Халин Е.В. Информационная технология обеспечения безопасности производства. — М.: НИИПФ «ТЕХИНТЕЛЛ», 1997. — 172 с.

2. Халин Е.В. Системы безопасности производства. — М.: НИИПФ «ТЕХИНТЕЛЛ», 2019. — 192 с.

3. Халин Е.В. Системы электронного обучения безопасности производства. — М.: НИИПФ «ТЕХИНТЕЛЛ», 2019. — 152 с.

4. ГОСТ Р 57099-2016. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Общие положения.

5. ГОСТ Р 58025-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Электронное портфолио работника по безопасности производства.

6. ГОСТ Р 58355-2019. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства.

7. Халин Е.В. О проекте национального стандарта на интеллектуальные системы обеспечения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №5. — С. 29–49.

8. Патент №2580007, МПК G06F 17/40, G05В 17/00.

9. Патент №2591008, МПК G06Q 50/04, G06F 17/40, G09B 25/02, G09B 19/00.

10. Патент РФ №2591687, МПК G09B 19/00.

11. Халин Е.В. Многофункциональные системы электронного обучения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2019. — №3. — С. 23–33.

12. Халин Е.В., Позднеев Б.М. Системы информационных моделей компетенций работников по безопасности производства // Промышленная энергетика. — 2019. — №8. — С. 55–61.

13. Халин Е.В. Безопасность производства: сетевые системы электронного обучения // Вестник связи. — 2019. — №9. — С. 19–25.

14. ГОСТ Р 12.0.004. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

15. Халин Е.В. Требования к системам электронного обучения безопасности производства // Промышленная энергетика. — 2019. — №11. — С. 47–52.

16. Халин Е.В. Цифровые технологии обеспечения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №1. — С. 60–73.

17. Халин Е.В. О качестве систем цифрового обучения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №2. — С. 49–58.

18. Халин Е.В. Цифровые системы обучения безопасности производства // Вестник связи. — 2020. — №4. — С. 19–25.

Современные производственные цифровые технологии, включающие программно-аппаратные комплексы автоматического контроля качества продукции и повышения безопасности производства, предусматривают технологическую подготовку производства с использованием моделирования производственных процессов в единой виртуальной среде. За счет виртуального воспроизведения производственных процессов цифровые системы позволяют сократить риски и затраты, ускорить ввод в эксплуатацию производственного оборудования, выявить опасные, экономически и технологически проблемные места в производственных циклах и технологиях. Без погружения в реальное производство цифровые модели позволяют оценивать различные варианты организации производства в целях его оптимизации и достижения требуемого уровня безопасности.

Интеллектуальная информационная технология обучения безопасности производства, базирующаяся на актуальных профессиональных знаниях высококвалифицированных специалистов с учетом знаний ответственных за обучение и самих обучаемых, реализованная ресурсами сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения (ЦСО БП), встраивается в цифровые технологии конкретного производства и предусматривает использование всего набора имитационных моделей, связанных с обеспечением безопасности данного производства [1–7].

Совокупность имитационных моделей производственных процессов обеспечивает анализ и оптимизацию производственных систем и выбор безопасных, экономически целесообразных стратегий управления системами. Реализация ресурсов имитационного моделирования позволяет выполнить оценку эффективности функционирования существующей производственной системы, проанализировать возможные риски, выполнить выбор рациональной организационно-технологической структуры, включая организацию безопасных рабочих мест.

Применение ЦСО БП обеспечивает повышение безопасности производства в результате повышения уровня знаний и компетенций персонала и снижения аварийности производства, производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости по причине необученности персонала; достижение целесообразной надежности и эффективности всех процессов цифрового обучения; организацию однократного ввода данных и сведений в необходимом объеме с требуемой периодичностью и логическим контролем правильности; представление результатов цифрового обучения единообразными формами утвержденных выходных документов; организацию эффективных процедур цифровых инструктажа, подготовки и аттестации персонала по безопасности производства на базе персонифицированных моделей обучаемых и аттестуемых.

Для Цитирования:
Халин Е. В., Применение цифровых интеллектуальных технологий в обучении безопасности производства. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: