По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение транспортно-технологических машин в зонах затопления

Е. Р. Магдина Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
В. Н. Добромиров д-р техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: viktor.dobromirov@mail.ru

На территории Российской Федерации чрезвычайные ситуации, связанные с опасными гидрологическими явлениями, носят ежегодный характер. Интенсивный подъем уровня воды в различных водных объектах (реках, озерах, водохранилищах), наносит значительный материальный ущерб, а также может стать причиной гибели людей и животных. Для предупреждения и ликвидации последствий таких явлений, а также для проведения неотложных и восстановительных работ требуется применение специальных транспортно-технологических машин.

Литература:

1. Кичигина Н.В. Наводнения Сибири: географический и статистический анализ за период климатических изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. — 2021. — Т. 66. — №1. — С. 41–60.

2. Белоусова А.П. Оценка рисков подтопления территорий подземными водами при наводнениях // Водные ресурсы. — 2011. — Т. 38. — №1. — С. 30–38.

3. Акимов В.А., Лесных В.В., Соколов Ю.И. Риски катастрофических наводнений на территории России в начале XXI века: анализ и управление. Матер. конф. «Оценка и управление природными рисками. Риск 2003». М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. Т. 1. С. 293–297.

4. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2023 году. Проект Государственного доклада. — М.: Минприроды России; ООО «Интеллектуальная аналитика»; ФГБУ «Дирекция НТП»; Фонд экологического мониторинга и международного технологического сотрудничества, 2024. — 707 с.

5. Белоусова А.П. Риск подтопления территорий подземными водами при наводнениях // Гидротехника. — 2014. — №2. — С. 37–43.

6. Способы и средства оборудования переправ [Электронный ресурс]. URL: https:// pandia.ru/text/77/211/89971.php (дата обращения: 03.09.2022 ).

7. Ткачёв В.А., Нагорных А.В., Фихт А.Д. Пути совершенствования технологического процесса подготовки танка Т-72Б3 к преодолению водной преграды // Наука и военная безопасность. — 2020. — №4. — С. 69–73.

8. Римова Л.З., Кугуракова В.В., Якушев Р.С. Разработка симуляционного приложения для моделирования разрушений от наводнений с многофакторным учётом // Электронные библиотеки. — 2016. — Т. 19. — №3. — С. 238–250.

9. Магдина, Е.Р. Проблемные вопросы применения дорожно-строительных машин в зонах затопления / Е.Р. Магдина, В.Н. Добромиров // Русский инженер. — 2023. — №3(80). — С. 40–43.

10. Добромиров В.Н. Автомобили двойного назначения. Основы теории специальных свойств. — М.: Изд. ООО «МП Глобал-Концепт», 2000.

Наводнения, являясь наиболее распространенным типом чрезвычайных ситуаций (ЧС), характеризуются высокой частотой возникновения, значительной площадью затопления и существенным материальным ущербом. Ключевыми факторами, определяющими уровень опасности наводнений, являются их генезис (причины возникновения), периодичность, сила воздействия и масштабы причиняемого ущерба [1]. На рис. 1 приведена динамика зафиксированных ЧС природного характера, 2014–2023 гг.

Наводнения, как правило, представляют собой процесс затопления прибрежных территорий, расположенных вблизи рек и озер, что приводит к значительным материальным потерям, угрожает здоровью населения и может иметь трагические последствия, вплоть до гибели людей [2, 3].

Причиной затопления могут быть следующие явления: половодье, паводок, затор, зажор, подтопление подземными водами и т. п.

Анализ государственных отчетов МЧС «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволил определить территории Российской Федерации, которые чаще всего подвергаются опасным гидрологическим явлениям (ОГЯ), в частности обильным осадкам и затоплениям различного генезиса. К данным территориям относятся: Камчатский, Приморский, Хабаровский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Архангельская, Магаданская области, Республика Саха и Республика Коми.

Средний многолетний ущерб от наводнений оценивается в 41,6 млрд рублей в год (в ценах 2001 года) [4].

ТТМ входят в состав наземной инженерной разведки, целью которой является оценка фактической обстановки в зоне затопления, определения видов и объема работ по деблокированию и спасению пострадавших с последующей их эвакуацией, а также предупреждения возникновения вторичных поражающих факторов (пожары, обрушения зданий, загрязнение местности, оползни, обвалы). Необходимо также в процессе разведки установить состояние земляного полотна подъездных путей, их грузоподъемность и состояние мостов и тоннелей, возможность движения по ним транспортных средств.

Для Цитирования:
Е. Р. Магдина, В. Н. Добромиров, Применение транспортно-технологических машин в зонах затопления. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: