По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.7-4 DOI:10.33920/sel-10-2110-05

Применение технологии МДО для двигателей внутреннего сгорания

Чавдаров А. В. вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, г. Москва, 1-й Институтский пр-д, д. 5

Рассмотрены перспективы использования нанокристаллических керамических покрытий на деталях двигателя внутреннего сгорания, полученных по технологии микродугового оксидирования (МДО). Показана тенденция развития двигателестроения по замене чугунных блоков и гильз на алюминиевые со специальными покрытиями, получаемыми гальваническими методами. Отмечено, что данное направление не предполагает использования ремонтных технологий, что значительно сказывается на потребителях. Анализом и практическими испытаниями показана возможность использования технологии МДО как при изготовлении деталей двигателя, так и для выполнения восстановительных работ. Сделан вывод о необходимости внедрения рассматриваемой технологии в серийное производство двигателей и поршней, а также разработки комплекта оборудования для выполнения ремонтных работ.

Литература:

1. Криштал М. М., Ивашин П. В., Полунин А.В., Павлов Д.А. Повышение износостойкости деталей алюминиево-кремниевых сплавов методом МДО для работы в экстремальных режимах трения // Механика и машиностроение. — 2011. — Т. 1. — № 4 (3). — С. 765–768.

2. Исследование стойкости керамических покрытий при термоциклировании / А. В. Чавдаров, Д. И. Скоропупов, Д. А. Милованов, С. Н. Артамонов // Труды ГОСНИТИ. — 2015. — Т. 121. — С. 298–302.

3. Малышев В. Н., Вольхин А.М., Гантимиров Б.М., Ким С.Л. Повышение антифрикционных свойств износостойкости МДО-покрытий // Химическая физика и мозоскопия. — 2013. — Т. 15. — № 2. — С. 285–291.

4. Duneleavy C. S., Golosnoy I.O., Curran J.A., Clyne T.W. Characterisation of discharge events during plasma electrolytic oxidation // Surface & Coatings Technology. — 2009. — № 203. — P. 3410–3419.

5. Хокинг М., Васатасри В., Сидки П. Металлические и керамические покрытия: получение, свойства, применение / Пер. с англ. — М.: Мир, 2000. — 518 с.

6. Шандров Б.В., Шудров Ф.В., Нуриев Р. Т. Применение МДО-покрытий как один из способов улучшения энергоэффективности и экологичности машин // Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». — С. 205–211.

7. Бутусов И.А., Дударева Н.Ю. Исследование влияния микродугового оксидирования на износостойкость поршня ДВС. DOI 10.7463/ 0913.0606017.

Зеркала цилиндров в двигателях внутреннего сгорания должны иметь практически равномерный и относительно небольшой зазор между своей внутренней окружностью и движущимися возвратно-поступательно внутри них поршнями и/или поршневыми кольцами, чтобы в оптимальном случае обеспечивать идеальные трибологические условия.

Поиском оптимального соотношения износостойкости и низкого коэффициента трения в паре «зеркало цилиндра — поршневое кольцо» ученые всего мира занимаются постоянно. Это связано как с изменением материала гильзы, так и с изменением материала колец. Для гильз из чугуна часто используют хромирование или никелевое гальваническое покрытие. Для алюминиевых — никелирование (никосил) или кремниевое покрытие (алюсил). Все перечисленные виды обработки поверхности зеркала гильзы не являются доступными в ремонтном производстве.

Триботехнические характеристики поверхностей трения (износостойкость и коэффициент трения) являются производными обобщенными характеристиками удельных величин износа и сил трения, действующих на фактических пятнах контакта. Направленно изменять напряженно-деформированное состояние в приповерхностном слое наиболее рационально путем нанесения покрытий и модифицирования слоя поверхности трения.

Работа элементов цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является предметом исследований ученых во всем мире. Ежегодно публикуются десятки патентов по технологии изготовления блоков цилиндров, новых конструкторских решений по конфигурации поршней и поршневых колец.

Все эти исследования преследуют одну главную цель — снижение веса двигателя и сокращение потерь от износа подвижных частей.

Представленная ниже работа является также вкладом в эту общую цель.

Цель исследования — оценка возможности использования технологии МДО применительно к элементам двигателя внутреннего сгорания.

Использование технологии микродугового оксидирования для создания износостойкого с низким коэффициентом трения покрытия на стенке цилиндра двигателя внутреннего сгорания (ДВС) описано в нескольких работах Тольяттинского государственного университета. В частности, в работе [1] приведены сведения о формировании МДО-покрытий на сплавах типа «силумин» и представлена оснастка для проточного процесса МДО (рис. 1).

Для Цитирования:
Чавдаров А. В., Применение технологии МДО для двигателей внутреннего сгорания. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: