По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение сведений государственного мониторинга земель при группировке муниципальных образований (на примере Республики Мордовия)

Д. В. Антропов канд. экон. наук, доцент кафедры Землепользования и кадастров ФГБОУ ВПО ГУЗ, E-mail: antropov@zemcad.ru
И. В. Полькина аспирант кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВПО ГУЗ, E-mail: irina6916@bk.ru

Рассмотрены вопросы кластеризации (группировки) муниципальных образований в Республике Мордовия по критерию эффективности системы управления земельными ресурсами, применение данных государственного мониторинга земель и других методов системы управления земельными ресурсами для осуществления такой группировки, построена статистическая модель и даны рекомендации по очередности реализации предложения по повышению экономической эффективности в регионе.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.10.2001, № 136‑ФЗ // Правовая система «Гарант».

2. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007, №221‑ФЗ // Правовая система «Гарант».

3. Варламов А.А. Управление земельными ресурсами: учеб. для студентов вузов [Текст] / А.А. Варламов. — М.: КолосС, 2005. — 527 с. — (Земельный кадастр в 6 т. / А.А. Варламов. Т.2.).

4. Антропов Д.В. Теоретические положения эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий [Текст]/ Д.В. Антропов — М., Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009, № 10. С. 27–30.

5. Бухаркина Е.А. Проблема использования земельных угодий в Республике Мордовия [Текст] / Научная статья, 2012. — 2–5 с.

6. Васильев И.А. Актуализация показателей государственного мониторинга земель для оптимизации землепользования в сельском хозяйстве (на примере Республики Калмыкия). Диссертация. М.: ГУЗ, 2013. — 136 с.

7. Гальченко С.А. Теоретические и методические основы эффективности государственного земельного кадастра [Текст]: монография / С.А. Гальченко. — М.: ГУЗ, 2003. — 169 с.

8. Жданова Р.В. Расчет эффективности сельскохозяйственного землепользования в муниципальных образованиях Воронежской области [Текст] / Р.В. Жданова. — Журнал «Аграрная Россия», № 5, 2010.

9. Рассказова А.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного землепользования в регионе (на материалах Московской области) [Текст]: автореф. на соиск. уч.степени канд. экон. наук / М.: — ГУЗ, 2006–24 с.

10. Региональный доклад о состоянии и использовании земель Республики Мордовия в 2013 году. / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия [Текст] Редколлегия: Ивашкина М.В., Фролов А.Н., Емельянов С.И., Тюрин А.М., Баршова А.И. и др. г. Саранск.

Сведения (данные) государственного кадастра недвижимости, государственного земельного контроля (надзора), государственного мониторинга земель могут быть использованы как исходная информационная база для определения эффективности управления земельными ресурсами регионов, проведения зонирования территорий, их группировке (кластеризации), выявлении наиболее «проблемных» (нуждающихся) муниципальных образований, выявления очередности разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности управления земельными ресурсами.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), осуществляемого в рамках решения задач, связанных с регулярными наблюдениями за состоянием окружающей среды, хранением, обработкой информации о состоянии окружающей среды, анализом полученной информации в целях своевременного выявления изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды [1]. Земля как природный объект и природный ресурс является самой главной составляющей окружающей среды, и поэтому государственный мониторинг земель призван выполнять связующую и координирующую роль всех мониторингов окружающей среды [6].

В статье рассматривается возможность группировки (кластеризации) территории муниципальных образований в Республике Мордовия. В основу группировки (кластеризации) положен коэффициент экономической эффективности УЗР [4,8,9]. Для определения такого показателя эффективности системы управления рекомендуется использовать методику, разработанную д-р экон. наук, проф. Гальченко С.А. [7].

В процессе использования данной методики авторами была определена экономическая эффективность управления земельными ресурсами Республики Мордовия в разрезе муниципальных образований субъекта. Республика Мордовия включает в себя 22 муниципальных района и городской округ Саранск. В качестве критерия эффективности системы управления был выбран показатель, отражающий поступление земельного налога в местные бюджеты (зависимый показатель).

Для Цитирования:
Д. В. Антропов, И. В. Полькина, Применение сведений государственного мониторинга земель при группировке муниципальных образований (на примере Республики Мордовия). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: