Сведения (данные) государственного кадастра недвижимости, государственного земельного контроля (надзора), государственного мониторинга земель могут быть использованы как исходная информационная база для определения эффективности управления земельными ресурсами регионов, проведения зонирования территорий, их группировке (кластеризации), выявлении наиболее «проблемных» (нуждающихся) муниципальных образований, выявления очередности разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности управления земельными ресурсами.
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), осуществляемого в рамках решения задач, связанных с регулярными наблюдениями за состоянием окружающей среды, хранением, обработкой информации о состоянии окружающей среды, анализом полученной информации в целях своевременного выявления изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды [1]. Земля как природный объект и природный ресурс является самой главной составляющей окружающей среды, и поэтому государственный мониторинг земель призван выполнять связующую и координирующую роль всех мониторингов окружающей среды [6].
В статье рассматривается возможность группировки (кластеризации) территории муниципальных образований в Республике Мордовия. В основу группировки (кластеризации) положен коэффициент экономической эффективности УЗР [4,8,9]. Для определения такого показателя эффективности системы управления рекомендуется использовать методику, разработанную д-р экон. наук, проф. Гальченко С.А. [7].
В процессе использования данной методики авторами была определена экономическая эффективность управления земельными ресурсами Республики Мордовия в разрезе муниципальных образований субъекта. Республика Мордовия включает в себя 22 муниципальных района и городской округ Саранск. В качестве критерия эффективности системы управления был выбран показатель, отражающий поступление земельного налога в местные бюджеты (зависимый показатель).