По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.485:543.423

Применение сцинтилляционного атомно‑эмиссионного спектрального анализа для диагностирования тепловозных дизелей

Кузнецов А. А. д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой теоретической электротехники, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: kuznetsovaa@OSTU.ru,
Брюхова А. С. аспирантка, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: annaivan29@gmail.com,
Минаков В. А. ст. преподаватель кафедры локомотивов, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: vitlya_13@mail.ru

В статье рассматриваются возможности сцинтилляционного атомно-эмиссионного спектрального анализа при диагностировании тепловозных дизелей, анализ проб смазочных материалов, оценка технического состояния узлов трения тепловозных дизелей. Наряду с традиционным определением количественного химического состава продуктов износа, появляется возможность определения размеров частиц

Литература:

1. Овчаренко С. М. Повышение эффективности системы диагностирования тепловозов // Дисс. д-ра техн. наук: 05.22.07. — Омск, 2007. — 368 с.

2. Овчаренко С. М., Кузнецов А. А. Спектральный анализ как метод диагностирования // Локомотив. — 2006. — №12. — С. 34–35.

3. Буренко  Н. Д.  Анализатор МАЭС в  лабораториях РЖД // Сборник тр. XII Междунар. симпозиума «Применение анализаторов МАЭС в промышленности». Новосибирск, Академгородок, 14–17 августа 2012 г. — С. 121–123.

4. Дроков  В. Г.  Повышение достоверности результатов диагностирования газотурбинных двигателей сцинтилляционным методом с целью снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации воздушных судов // Автореф. дисс. д-ра техн. наук: 05.22.14. — Москва, 2009. — 42 с.

5. Селюнин  Д. О., Лабусов  В. А., Гаранин  В. Г. Анализаторы МАЭС для  получения последовательности атомно-эмиссионных спектров с временем экспозиции 1 мс // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. — 2011. — Т. 77. — № 6. — С. 21–25.

6. Бабин С. А., Лабусов В. А., Селюнин Д. О., Дзюба А. А. Быстродействующие анализаторы МАЭС на основе линеек БЛПП-2000 // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. — 2012. — Т. 78. — № 1, ч. 2. — С. 24–33.

7. Семенов  З. В., Лабусов  В. А., Неклюдов  О. А., Ващенко  П. В. Алгоритм обработки последовательности спектров для сцинтилляционного атомноэмиссионного спектрального анализа // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. — 2015. — Т. 81. — № 1, ч. 2. — С. 135–138.

8. Шабанова Е. В., Бусько  А. Е. Дуговой сцинтилляционный атомно-эмиссионный анализ порошковых проб при  использовании МАЭС с  высоким разрешением // Заводская лаборатория. Диагностика материалов.  — 2012.  — Т78. — № 1, ч. 2. — С. 24–33.

9. Бусько  А. Е. Дуговой сцинтилляционный атомно-эмиссионный анализ с  многоканальным анализатором эмиссионных спектров для  определения золота, серебра, платины и палладия в геохимических объектах // Автореф. дисс. канд. техн. наук 02.00.02. — Иркутск, 2015. — 23 с.

Современная тенденция грузовых и пассажирских перевозок предполагает увеличение массы и скоростей обращения подвижного состава. В связи с этим возрастают требования к обеспечению безопасности движения и надежности подвижного состава. Обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации является приоритетной задачей локомотивного хозяйства.

На показатели надежности существенным образом влияет несовершенство применяемых методов контроля и диагностики. Вследствие этого допускаются ошибки первого и второго рода при оценке технического состояния, что приводит к материальным и финансовым потерям.

Одним из распространенных методов контроля технического состояния локомотивов является анализ текущей концентрации примесей износа в масле (пластичной смазке). Данный тип анализа позволяет оценить степень изношенности деталей омываемых маслом. Основными для контроля примесей в масле являются колориметрический, полярографический, индукционный, атомно‑эмиссионный (АЭСА), атомно‑абсорбционный (ААСА), рентгено‑флуоресцентный (РФА), нейтроактивный методы [1–3].

Разрушение деталей узлов трения зачастую начинается с выкрашивания или истирания поверхностного слоя материала сопрягаемых деталей под воздействием динамических нагрузок в сочетании с силами трения. Образующиеся при этом продукты износа уносятся циркулирующим в двигателе маслом.

Таким образом, масло является носителем информации об интенсивности протекающих процессов трения. Количество продуктов изнашивания, поступающих в масло, зависит от скорости изнашивания, которая, в свою очередь, обусловлена уровнем нагрузок и условиями трения сопрягаемой пары.

Распространенным способом технической диагностики состояния тепловозных дизелей является метод спектрального анализа смазочного масла, который заключается в определении концентрации в масле продуктов износа трущихся деталей, сравнивая эти концентрации, в соответствии с ГОСТ 20759–90, с браковочными нормами содержания продуктов износа какoго‑либо металла и oпределении степени изнoса трущихся деталей. На результаты анализов сильное влияние оказывает замена масла в ходе эксплуатации по браковочным параметрам или после ремонта дизеля. Вносимое этими заменами искажение величины концентрации металла в масле оказывается столь значительным, что на фоне такoй пoмехи практически невозможно выделить полезную информацию o темпе износа деталей или их аварийном состоянии.

Для Цитирования:
Кузнецов А. А., Брюхова А. С., Минаков В. А., Применение сцинтилляционного атомно‑эмиссионного спектрального анализа для диагностирования тепловозных дизелей. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: