При проектировании воздушных линий электропередачи на больших переходах через водные преграды актуальной задачей является технико-экономическое сравнение вариантов строительства линии с применением современных типов проводов российского производства.
Согласно стандарта организации ОАО «ФСК ЕЭС» «Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35–750 кВ» от 2014 г. [4] большие переходы через водные пространства на стадии проекта следует прорабатывать в нескольких вариантах. Выбор вариантов строительства производится на основании технико-экономического сравнения. Проектирование больших переходов ВЛ выполняется в соответствии с положениями ПУЭ-7.
Цель работы: разработать варианты больших переходов ВЛ 220 кВ через Камское водохранилище, провести их технико-экономическое сравнение и выбрать наиболее экономичный вариант.
Климатические условия: II район по ветру, III район по гололеду. Грунт основания – мягкопластичный суглинок.
Предложено рассмотреть два варианта выполнения перехода ВЛ общей протяженностью 2080 м.
Первый вариант: с использованием сталеалюминиевого провода марки АС 500/336. При заданных климатических условиях выбрана схема перехода (рис. 1) К-А-А-К с применением трубчатых опор АТ 133 и концевых опор К330-2+5К. Высота опоры АТ 133 составляет 154 м, высота до нижней траверсы – 133 м [2].
Второй вариант: с использованием компактированного провода с усиленным высокопрочным стальным сердечником марки ААСSRZ-527 (производства компании ООО «Ламифил», Россия). Данный провод в два раза легче провода АС равного сечения, что позволяет выполнить переход по схеме К-П-П-К (рис. 2) с применением опор ПП330-2/79,5 из уголкового и листового проката и концевых опор К330-2+5К. Высота опоры ПП330-2/79,5 составляет 106 м, высота до нижней траверсы – 79,5 м.
Более компактная конструкция проводов ААСSRZ за счет использования в качестве наружного слоя проволоки Z-образного профиля позволяет увеличить эффективное сечение провода и уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления.