По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.3

Применение системы ключевых показателей эффективности как способ повышения качества управления организациями государственного сектора экономики

© Вахрушина М.А. д-р экон. наук, профессор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: Vakhrushina@mail.ru ORCID: 0000-0003-3896-5345
© Симонова С.В. ведущий специалист-эксперт отдела кадров и государственной службы Административно-кадрового управления Федерального агентства железнодорожного транспорта E-mail: svetlanavl.simonova@gmail.ru

В статье представлены анализ и систематизация важнейших причин низкого качества управления организациями госсектора экономики РФ, при этом выделены следующие ключевые группы: отсутствие стратегических целей, низкое качество оперативного планирования, «лоскутность» мониторинга и контроля. Выявлены потенциальные проблемы, связанные с практической реализацией Методических рекомендаций по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50%, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий, обозначены пути их разрешения. Сделан вывод о том, что важнейшим инструментом повышения качества управления организациями государственного сектора может стать система ключевых показателей эффективности (КПЭ). По итогам оценки уровня развития государственного сектора России сделан вывод о существовании противоречия между формальным прогрессом (число объектов в собственности государства стабильно снижается) и реальным вкладом госсектора в экономику. Предложены показатели оценки эффективности функционирования предприятий государственного сектора.

Литература:

1. Шиткина И.С. Корпоративное право: Учебник / И.С. Шиткина. — М., 2019. — С. 12–17.

2. Прокофьев С.А. Внедрение системы управления эффективностью на основе ключевых показателей эффективности организации // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. — 2014. — Т. 2. — С. 221–223.

3. Кошкина К.Ю., Ларинина Т.И. Ключевые показатели эффективности (KPI) как современный метод оценки эффективности деятельности персонала / В сб.: Наука сегодня. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 4 ч. — Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 38–39.

4. Сатонина Н.Н. Ключевые показатели эффективности как способ повышения эффективности работы персонала организации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. — 2012. — № 4 (6). — С. 61–66.

5. Шмидт А.В., Гагаринский А.В., Котмышев С.Д., Новикова Д.А. Управление эффективностью труда организации на основе системы ключевых показателей эффективности // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 10–3 (75). — С. 778–785.

6. Берсенев В.Л., Томильцев А.В., Пыткин А.Н. Ключевые показатели эффективности (KPI) как инструмент оценки эффективности государственных и муниципальных служащих // Журнал экономической теории. — 2014. — № 1. — С. 239–243.

7. Лесина Т.В., Чернов Д.А. Ключевые показатели эффективности на службе. Эффективность работы служащих // Вестник евразийской науки. — 2018. — Т. 10. — № 2. — С. 34.

8. Куртиди Н.Р. Оценка эффективности применения системы мотивации на базе ключевых показателей эффективности для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 10–2. — С. 5–10.

9. Галимова Н., Старостина Ю. Госкомпании не подобрали ключи. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/06/28/ (дата обращения: 09.01.2020).

В соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ) в сектор государственного управления входят: органы власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также другие юридические лица, исполняющие функции получателя бюджетных средств. Вышеназванные организации нередко демонстрируют неудовлетворительные показатели финансово-хозяйственной деятельности, что приводит к низким дивидендам, сокращению рабочих мест и снижению показателей производства в ряде ключевых отраслей экономики [1].

Причина возникновения неудовлетворительных показателей финансово-хозяйственной деятельности сектора госуправления в первую очередь кроется в невысоком качестве современной системы управления. «Проблемы в системе госуправления привели к тому, что непотраченные расходы федерального бюджета по итогам 2019 года достигли 1,122 трлн руб. За 2019 год бюджетные расходы были исполнены на рекордно низком уровне за последние 11 лет»,— заявил журналистам председатель Счетной палаты Алексей Кудрин1 .

По данным государственного управления Министерства экономического развития РФ, в 2019 году по Государственной программе РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» выделенные бюджетные средства освоены лишь на 66,1%, по программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» — на 56,8%, по программе «Космическая деятельность России» — на 71,2%2 .

Другим индикатором, характеризующим качество управления государственным сектором страны, может служить показатель структурной неравномерности освоения бюджетных средств. Его значение свидетельствует о том, насколько процент исполнения равномерно распределен внутри рассматриваемого сегмента госуправления. Он принимает значение 0% при полной равномерности, 100% — при максимально возможной (для текущего процента исполнения) неравномерности освоения. По Государственной программе РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» в 2019 году значение показателя структурной неравномерности освоения бюджетных средств составило 57,7%, по программе «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» — 62,1%, по программе «Развитие физической культуры и спорта» — 74,5%3 .

Для Цитирования:
© Вахрушина М.А., © Симонова С.В., Применение системы ключевых показателей эффективности как способ повышения качества управления организациями государственного сектора экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: