В настоящее роль аквакультуры как ведущего сельскохозяйственного направления обеспечения человечества пищевыми веществами (нутриентами) стремительно растет. По данным ФАО/ВОЗ, в 2016 г. суммарный объем промышленного производства продукции рыбного хозяйства составил 170,9 млн т, из них 80 млн т (46,8%) приходилось на продукцию аквакультуры. В 2011 г. этот показатель составлял 61,8 млн т, т. е. за 5 лет объем производства вырос на 29,4% [13]. По прогнозу Международного банка реконструкции и развития, в 2030 г. объем продукции аквакультуры достигнет 93,6 млн т, опередив добычу в естественных условиях (93,2 млн т) [14]. В России приказом Минсельхоза от 10.01.2015 утверждена отраслевая программа «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015–2020 годы», которая предусматривает общее увеличение производства товарной рыбы к 2020 г. в 2,2 раза [1].
Развитие аквакультуры сопровождается ее интенсификацией, что ведет к возрастанию стрессированности рыбы, снижению иммунитета, повышению заболеваемости, смертности и торможению темпов развития. Одновременно отмечается снижение качества воды, что способствует распространению патогенов, инфицированности рыбы и окружающей среды. До недавнего времени для предупреждения этих явлений и снижения экономических потерь в аквакультуре широко использовались ветеринарные препараты, в первую очередь антибиотики.
В настоящее время отношение к применению антибиотиков и других синтетических препаратов в животноводстве и, в частности, в аквакультуре коренным образом меняется. Доказано, что применение таких препаратов нежелательно сказывается на состоянии окружающей среды, способствует формированию резистентных штаммов микроорганизмов, накоплению токсических метаболитов в тканях объектов аквакультуры, предназначенных для потребления человеком. Поэтому в последнее время массовое использование таких средств запрещено во многих странах мира и активно ведется разработка так называемых экодружественных (eco-friendly) альтернативных методов, решающих проблемы интенсификации аквакультуры, повышающих ее эффективность и продуктивность, но не проявляющих негативных побочных эффектов. Перспективно использование с этой целью препаратов на основе некоторых пищевых и лекарственных растений, так называемых фитобиотиков (Phytobiotics), или фитогеников (Phytogenics). Применение фитобиотиков является традиционным для тех стран, где аквакультура практикуется в течение столетий, особенно в регионе Юго-Восточной Азии. Так, по данным Caruso et al. [7], такие препараты постоянно используют 46% фермеров Индонезии, занимающихся выращиванием рыбы [7]. Для этой цели применяется биомасса различных частей растений (корни, листья, стебли и т. д.), их препараты (экстракты и настойки) либо выделенные из них фитохимические соединения — полифенолы (в основном флавоноиды), алкалоиды, тритерпены, танины, сапонины, гликозиды, стеролы и масла. Доказано, что фитобиотики проявляют стресс-регулирующий, антиоксидантный, иммуномодулирующий виды активности; эффективны для борьбы с патогенными микробами, вирусами, гельминтами и простейшими; способствуют нормализации функции пищеварительной системы объектов аквакультуры, повышают аппетит и привлекательность пищи, улучшают ее усвоение и, как следствие, способствуют более эффективному набору массы. Фитобиотики не токсичны, экодружественны и экономически более привлекательны по сравнению с синтетическими препаратами, не вызывают развития резистентности благодаря чрезвычайному разнообразию фитохимического состава. Применяются они в основном в составе кормов, но могут вводиться и непосредственно в водную среду [28, 30]. В 2017 г. в различных странах мира в аквакультуре в качестве фитобиотиков использовалось около 250 растений, представителей 75 семейств и 32 видов [29]. Анализ литературы показал, что одним из растений, наиболее часто применяемым для этой цели, является чеснок (Allium sativum).