По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.56

Применение отделочной обработки для получения точных размеров

Выдревич А. С. техник-технолог, E-mail: Vydrevicharseniy@yandex.ru, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (121309, Москва, ул. Новозаводская, д. 18)
Елагина Е. В. техник-технолог, E-mail: ket_elagina@mail.ru, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (121309, Москва, ул. Новозаводская, д. 18)
Жуков Е. А. техник, E-mail: hladokris04@gmail.com, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), АО «ЦЭНКИ» (129110, Москва, ул. Щепкина, д. 42, стр. 2)

В статье рассмотрены современные методы отделочной обработки в авиационной отрасли, направленные на повышение точности и качества деталей. Особое внимание уделено применению хонингования для улучшения качества и точности зубчатых колёс, что повышает их эксплуатационные характеристики. Описаны технологии полировки и шлифовки авиационного оргстекла, позволяющие улучшить его прочностные и оптические свойства. Также проанализировано использование суперфиниширования шаровых авиационных подшипников для увеличения срока службы и надежности. Рассмотрено применение притирки в спироидных передачах, обеспечивающее высокую точность сопряжений и снижение износа. Представленные методы способствуют совершенствованию авиационных компонентов и повышению эффективности их работы.

Литература:

1. Иванова, Ю. А. Совершенствование зубчатых колёс / Ю. А. Иванова, А. Я. Дмитриев // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. — 2021. — №1. — С. 42–46.

2. Захаров, О. В., Склярова, А. И. Геометрические и силовые аспекты суперфиниширования шаров авиационных подшипников // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. — 2015. — №4. — С. 35–46.

3. Сентюрин, Е. Г., Мекалина, И. В., Айзатулина, М. К., Орлова, И. В. Полирование и шлифование — эффективные методы повышения «серебростойкости» и оптических характеристик оргстекол при изготовлении и продлении ресурса авиационного остекления в эксплуатации (обзор) // Труды ВИАМ. — 2018. — №10 (70). — С. 12–24.

4. Кунивер, А. С. Особенности методов притирки спироидных передач // Известия вузов. Машиностроение. — 2008. — №9. — С. 30–40.

5. Перегородов, А. А., Резанов, П. Н., Перегородова, Н. А., Давиденко, О. Ю. Универсальные возможности многобрусковой суперфинишной обработки колец подшипников // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2024. — №3. https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-vozmozhnosti-mnogobruskovoy-superfinishnoy-obrabotki-kolets-podshipnikov. Дата обращения: 10.05.2025.

6. Черчи, А. Отделочные методы обработки деталей машин. Эл. Ресурс. URL: https://cherch.ru/obrabotka_ metallov_rezaniem/otdelochnie_metodi_obrabotki_detaley_mashin.html (дата обращения: 10.05.2025).

В современном машиностроении непрерывно возрастают требования к качеству и эксплуатационным характеристикам зубчатых колес [1–4]. Для достижения высокой точности размеров, снижения шероховатости рабочих поверхностей и, как следствие, повышения износостойкости и снижения уровня шума зубчатых передач, все большее применение находят прогрессивные методы финишной обработки. Одним из таких перспективных методов является зубохонингование.

Зубохонингование представляет собой современный метод финишной обработки термически обработанных зубчатых колес, основной целью которого является исправление малых погрешностей геометрии зубчатого венца и значительное улучшение качества его поверхностей. Процесс осуществляется с использованием специальных инструментов — абразивных или алмазных зубчатых хонов. Хоны могут иметь форму цилиндрических зубчатых колес или реек (прямозубых или косозубых) с соответствующим исходным контуром, на боковых поверхностях зубьев которых нанесен абразивный слой [1, 3].

Технологически зубохонингование имеет сходство с процессом шевингования. Обработка происходит при взаимной обкатке обрабатываемого колеса и хона, оси которых скрещиваются под определенным углом. В результате такого кинематического взаимодействия и возникающего взаимного скольжения сопряженных профилей с рабочих поверхностей зубьев колеса снимается весьма тонкий слой материала, обычно в пределах 0,01…0,03 мм на сторону. Это позволяет эффективно корректировать погрешности профиля и направления зуба в указанном диапазоне.

Применение зубохонингования позволяет достичь ряда значимых улучшений эксплуатационных характеристик зубчатых колес: снижения параметра шероховатости поверхности зубьев до Ra 0,32…1,25 мкм, уменьшения уровня шума работающей зубчатой передачи на 2…4 дБ, удаления мелких поверхностных дефектов, таких как забоины и заусенцы величиной до 0,3мм, увеличения срока службы закаленных зубчатых колес. Процесс не вызывает значительного нагрева поверхности зуба, что исключает появление тепловых трещин, прижогов и не приводит к снижению твердости поверхностного слоя.

Для Цитирования:
Выдревич А. С., Елагина Е. В., Жуков Е. А., Применение отделочной обработки для получения точных размеров. Конструкторское Бюро. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: