По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.316.11

Применение новой системы изоляции электрических машин тягового подвижного состава

Рыжова Е. Л. канд. техн. наук, доцент кафедры электротехники и теплоэнергетики, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, e-mail: elena-astanovskaja@rambler.ru

В статье рассматривается актуальность применения новой системы изоляции электрических машин тягового подвижного состава. Анализируя инновационные направления применения диэлектрических материалов, автор отмечает, что одной из причин отказов узлов электроподвижного состава является пробой изоляции и межвитковое замыкание обмотки якоря тягового электродвигателя. Приводятся технические решения при производстве, основные параметры, показатели надежности и долговечности, а также достоинства рассматриваемых видов изоляции отечественных производителей для электрических машин тягового подвижного состава. Сделан вывод о целесообразности применения приведенной новой системы изоляции тяговых двигателей.

Литература:

1. Тяговые электрические двигатели электровозов / В.И. Бочаров, В.И. Захаров, Л.Ф. Коломейцев, Г.И. Колпахчьян, М.А. Комаровский, В.Г. Наймушин, В.И. Седов, И.И. Талья, В.Г. Щербаков, В.П. Янов; под ред. В.Г. Щербакова. – Новочеркасск: Агентство Наутилус, 1998. – 672 с., ил.

2. Технологическая инструкция на деповский ремонт ТЭД типа ТЛ-2К.

3. Долгова А.В. К вопросу о совершенствовании технологии ремонта тяговых электродвигателей локомотивов / А.В. Долгова, П.К. Шкодун. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). – Т. 1. – С. 51–54 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1064/ (дата обращения: 15.11.2021).

4. Биржин А.П. Новые электроизоляционные материалы ЗАО «Электроизолит» // Газета «Энергетика и промышленность России». – 2005. – № 5 (57) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eprussia.ru/epr/ (дата обращения: 15.11.2021).

5. Папков А.В., Мельниченко А.П., Пак B.M., Куимов И.Е. Современные электроизоляционные материалы для систем изоляции вращающихся электрических машин // Электротехника. – 2009. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2009_3.pdf (booksite.ru) (дата обращения: 15.11.2021).

Сегодня при стремительно развивающемся прогрессе техники и технологий появляются новые материалы, которые используются в различных сферах жизни человека, в том числе в эксплуатации ходовой части локомотивов.

Одними из важнейших компонентов электрических машин являются электроизоляционные материалы (ЭИМ) и системы изоляции, определяющие эксплуатационную надежность электрооборудования. В связи с этим уделяется большое внимание разработкам новых ЭИМ в системах изоляции и технологиям их переработки.

В первую очередь, речь идет об инновационных диэлектрических материалах, поскольку изоляция токоведущих элементов и электропроводки является фундаментальным направлением обеспечения безопасности пользователей и технического персонала. Наибольшее распространение сегодня получили различные виды компаундов:

1. Затвердевающие – защита наносится на поверхность токоведущего элемента, после чего он затвердевает и приобретает свои рабочие характеристики.

2. Жидкие – не изменяют своего агрегатного состояния в процессе работы.

3. Заливочные – по своим характеристикам аналогичны затвердевающим.

4. Пропиточные – наиболее распространены, так как не содержат растворители.

5. Вакуумные – используются там, где в межэлектродном пространстве возникновение электрического тока физически невозможно, т. к. там нет электродов и ионов для переноса зарядов. Следует отметить, что такие системы изоляции довольно непрактичны и дороги, но их перспективность очевидна.

В последнее время все более популярными и востребованными становятся так называемые наноматериалы, т. е. полимерные материалы с толщиной слоя 5–250 мкм. Современная наноэлектрическая изоляция обладает очень привлекательными физическими, механическими и химическими свойствами:

• устойчивость к внешним агрессивным химическим средам;

• устойчивость к кратковременным и значительным температурным перепадам;

• продолжительный срок эксплуатации;

• высокие прочностные свойства, устойчивость к механическим, в т. ч. ударным, воздействиям;

Для Цитирования:
Рыжова Е. Л., Применение новой системы изоляции электрических машин тягового подвижного состава. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: