Сегодня при стремительно развивающемся прогрессе техники и технологий появляются новые материалы, которые используются в различных сферах жизни человека, в том числе в эксплуатации ходовой части локомотивов.
Одними из важнейших компонентов электрических машин являются электроизоляционные материалы (ЭИМ) и системы изоляции, определяющие эксплуатационную надежность электрооборудования. В связи с этим уделяется большое внимание разработкам новых ЭИМ в системах изоляции и технологиям их переработки.
В первую очередь, речь идет об инновационных диэлектрических материалах, поскольку изоляция токоведущих элементов и электропроводки является фундаментальным направлением обеспечения безопасности пользователей и технического персонала. Наибольшее распространение сегодня получили различные виды компаундов:
1. Затвердевающие – защита наносится на поверхность токоведущего элемента, после чего он затвердевает и приобретает свои рабочие характеристики.
2. Жидкие – не изменяют своего агрегатного состояния в процессе работы.
3. Заливочные – по своим характеристикам аналогичны затвердевающим.
4. Пропиточные – наиболее распространены, так как не содержат растворители.
5. Вакуумные – используются там, где в межэлектродном пространстве возникновение электрического тока физически невозможно, т. к. там нет электродов и ионов для переноса зарядов. Следует отметить, что такие системы изоляции довольно непрактичны и дороги, но их перспективность очевидна.
В последнее время все более популярными и востребованными становятся так называемые наноматериалы, т. е. полимерные материалы с толщиной слоя 5–250 мкм. Современная наноэлектрическая изоляция обладает очень привлекательными физическими, механическими и химическими свойствами:
• устойчивость к внешним агрессивным химическим средам;
• устойчивость к кратковременным и значительным температурным перепадам;
• продолжительный срок эксплуатации;
• высокие прочностные свойства, устойчивость к механическим, в т. ч. ударным, воздействиям;